Виктор Мережко: «Шукшин не мода, а глубина для народа»

13:49, 08 июня 2018г, Культура 1527


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В прошлом году народный артист России, известный сценарист, режиссер и актер Виктор Мережко возглавлял жюри Шукшинского кинофестиваля, в нынешнем приедет уже в статусе его президента. В эксклюзивном интервью «Алтайской правде» он рассказал, почему захотел вернуться на родину нашего знаменитого земляка, нравственном кинематографе и что изменится в предстоящем главном культурном событии Алтайского края.

– Виктор Иванович, как было принято решение стать президентом Шукшинского кинофестиваля?

– Это непростое решение. Я уже являюсь президентом Ялтинского международного кинофестиваля «Евразийский мост». На него меня пригласил Никита Михалков три года назад. А быть президентом на двух стульях, наверное, неэтично. Поэтому прежде всего переговорил с Никитой Сергеевичем. Он ответил: «Почему бы и нет? Шукшинский кинофестиваль уважаемый, достойный, связан с Алтаем, с самим Шукшиным. Проблем не будет».

Я согласился. И потом, знаете, в прошлом году побывал у вас впервые. Алтайский край, Сростки произвели на меня невероятное впечатление. Там душевно, сентиментально и очень нравственно.

– Статус президента кинофестиваля обязывает заниматься им регулярно. Какая работа уже проведена вами и что планируете сделать?

– Думаю, нужно больше уделять внимания традициям встреч гостей фестиваля со зрителями. Лично я с удовольствием провел бы пару бесед в Барнауле и Сростках. Понимаете, это правильно. Когда еще был президентом кинофестиваля «Киношок», мы практиковали обязательные встречи с различными диаспорами. Уверяю, на Алтае есть народности, которым необходимо общение в таком формате. В этом году пригласил в качестве члена жюри известного сценариста, писателя, драматурга Аркадия Инина. Несмотря на то, что ему 80 лет, он еще бодр и мобилен, талантлив и умеет разговаривать с аудиторией. Рассчитываю, в кинофестиваль он привнесет свои кинокапустники – встречи известных людей с публикой. Сейчас, например, решается вопрос об участии Константина Хабенского.

Кроме того, я порекомендовал хорошего отборщика конкурсных картин. Этим теперь занимается главный редактор кинопрограмм Союза кинематографистов России Виктор Прокофьев. Качество фильмов, их художественный уровень должны соответствовать Шукшину. Василий Макарович – выдающийся и писатель, и режиссер, и актер. В нем Бог смешал три таланта. Шукшин был еще и глубоко нравственным человеком, жестким в своей принципиальности. Поэтому задача, которая поставлена мною перед Виктором Прокофьевым, – повышение качества картин, чтобы не было стыдно перед зрителем.

– Но ведь по этому критерию ко многим отечественным фильмам в целом возникают вопросы…

– Есть одна проблема в нашей стране: государство забыло, что искусство, и особенно кинематограф, воспитывает народ. А кино не столько искусство, сколько идеология. У нас не одно поколение выросло именно на кинематографе. Были свои герои, песни, музыка, любимые фильмы. Люди брали пример с персонажей. Чему могу научиться у многих современных фильмов? Тому, как русский человек пьет? Я этого не хочу. Конечно,  картины снимаются для того, чтобы получать премии на фестивалях. Но сейчас получается так: чем хуже представлен русский народ, тем больше призов у фильма. Нельзя так поступать! Кинематограф обязан быть нравственным. Я сторонник если не цензуры, то по крайней мере сильного отечественного кино.

Вторая проблема заключается в том, что в 90-х годах киносеть отдали в частные руки. А владельцам кинотеатров главное – заработать. Гораздо проще купить копию американского фильма, чем платить за отечественное чуть больше. К сожалению, многие уже воспитаны по лекалу узкого американского кино. Между тем у нас есть свои герои, с которых можно брать пример.

– А вы брали пример с творчества Василия Шукшина?

– Я, как и он, учился во ВГИКе. Мы уже тогда понимали: это что-то выдающееся. С Шукшиным пересекались в общежитии, вузе, но не могу сказать, что дружили. Потом состоялась премьера «Калины красной» в кинотеатре «Космос». Василий Шукшин пришел красивый, счастливый… Он был очень энергетически заряжен и неутомим в своем естестве. Конечно, я находился под его магией. Фильм «Трын-трава» снят по моему сценарию. Когда картина вышла, говорили, что это сценарий Шукшина, судя по манере и стилистике. Ничего подобного! Просто настолько мощное влияние на меня оказало творчество Василия Макаровича – его рассказы, герои.

– А какое место творчество нашего земляка занимает в современной России?

– Как-то раз услышал от одного человека, что Шукшин вышел из моды. И слава богу! Он не должен быть модным, а глубоким, необходимым и важным для нашего народа. В своих произведениях он не сквернословил. Между тем сейчас такой литературой, где мат является высшим показательным качеством сочинения, завалены прилавки магазинов. У Шукшина нравственная литература и нравственные герои. Они смешные, трогательные. Но в них нет грязи. Василий Макарович не позволял этого никогда. Он просто понимал, что такое совесть и что значит быть ответственным перед своим читателем.

– Оправдывают ли Шукшинские дни на Алтае статус главного культурного события региона?

– Мне кажется, Министерство культуры РФ обращает недостаточно внимания на наш кинофестиваль. Его недофинансирование со стороны федеральной власти очевидно. Министерству культуры нужно понимать, что Шукшинский кинофестиваль должен идти первой строкой после Московского международного. И дело даже не в деньгах, хотя они и имеют значение, а в отношении к событию. Необходимо поднять его авторитет как можно выше. Есть предложение пригласить Владимира Мединского. Министр культуры должен увидеть, насколько кинофестиваль важен для страны. Его нужно популяризировать.

– Вы говорили, что у вас была потребность приехать на родину Шукшина. В прошлом году впервые это сделали. С какими ожиданиями собираетесь вернуться в край в июле?

– Я еду в высоком статусе президента Шукшинского кинофестиваля. Это для меня честь и моральное удовлетворение. Значит, что-то из себя представляю, раз стал президентом такого достойного кинофестиваля. Хочется еще раз побывать в Сростках, Белокурихе – поговорить с людьми. Алтайский край – очень достойный регион, здесь родилось много талантливых людей. Я хорошо знал Валерия Золотухина и Михаила Евдокимова. С Робертом Рождественским не был знаком, но, конечно, читал его произведения. И очень приятно, что вы умеете гордиться и беречь память о своих выдающихся земляках.

Фоторепортаж