Великий шёлковый путь. История продолжается

11:17, 25 ноября 2016г, Общество 970


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В новосибирском «Экспоцентре» вот уже в третий раз прошел Сибирский экономический форум «Россия и Большая Азия». Его информационным партнером выступила газета «Алтайская правда», стратегическим – компания VEDAGENT, член Алтайской торгово-промышленной палаты.

Минус – на плюс

Полное название СЭФ-2016 звучит так: «Россия и Большая Азия. Импорт, экспорт, инвестиции. Отраслевые решения для малого и среднего бизнеса в работе с Китаем, Индией, Японией, Республикой Корея, Вьетнамом, Таиландом, Монголией». Такой ориентир экономики на Восток Дмитрий Винник, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, во время деловой программы форума объяснил логикой современной геополитики: ориентация на Запад предприятий себя изжила. Наступила пора развития конструктивных отношений и роста товарооборота между странами, географически и исторически связанными с Великим шелковым путем.

По статистике, доля стран Азии в импорте СФО составляет 33%, экспорте – 37%. Безусловный лидер – Китай, у него 16,5 и 32% соответственно. В торговле России со странами Большой Азии сегодня очевидны две тенденции: активное продвижение товаров с сибирской маркой на азиатские рынки и рост прямых инвестиций в экономику сибирских территорий, в том числе и Алтайского края.

На СЭФ-2016 наш регион представила делегация, в которую вошли специалисты около двадцати компаний, включая биофармацевтический и полимерный кластеры, и центра поддержки экспортно ориентированных предприятий. По словам его менеджера Ирины Лепиловой, домой алтайские производители вернулись не с пустыми портфелями.

Выступая перед участниками форума, президент Алтайской торгово-промышленной палаты Борис Чесноков отметил, что живое общение на площадках «Сибэкспо» способствует привлечению инвестиций в экономику Сибири. В частности, Борис Анатольевич заявил о том, что впервые в этом году достигнуто положительное сальдо в торговых взаимоотношениях между нашим регионом и Китаем. Край поставляет в Поднебесную продукции на 40% больше, чем получает оттуда.

– Причины такого роста активности сотрудничества отчасти кроются в кризисных явлениях, в девальвации рубля. Рыночная конъюнктура сейчас складывается таким образом, что Китаю выгоднее закупать у нас, нежели поставлять. Среди позиций, пользующихся наибольшим спросом, – мука, крупы, семена рапса, растительное масло. Алтайский край – в четверке регионов Сибири, получивших квоту на экспорт продуктов перемола, – добавил Чесноков.

Из заявлений, сделанных во время форума представителями алтайских предприятий – участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Анастасия Яблонская, руководитель отдела маркетинга группы компаний БТП:

– По уровню информационных технологий Алтай способен конкурировать с продвинутыми Китаем и Индией. Только по России у нашей компании около трехсот партнеров. И это число после форума явно умножится, так как разработки в сфере автоматизации бизнес-процессов и логистики продаж – это тот информационный мостик, без которого невозможно сегодня вести современное производство, взаимодействовать с зарубежными партнерами.

Исполнительный директор Алтайского полимерного композитного кластера Евгений Базников:

– Особый интерес посетителей нашего павильона вызвала продукция из стеклопластика для строительной индустрии – арматура, геомембраны, трубная продукция. Мы провели переговоры о сотрудничестве и возможных поставках стеклопластиковых опор ЛЭП с представителями территории опережающего экономического развития «Югра», предприятий энергетики Новосибирской области, Кыргызстана, Вьетнама. Исследования показали, что их использование в разы удешевляет монтаж линий электропередачи по сравнению с традиционными материалами – бетоном и сталью.

Андрей Гришин, заместитель председателя комитета Алтайской ТПП по предпринимательству в строительной сфере:

– Еще накануне форума многие резиденты Алтайской торгово-промышленной палаты вели «холодные» переговоры с потенциальными зарубежными партнерами. Здесь, в Новосибирске, актуализировалась тема экспорта-импорта технологий малоэтажного строительства. Человеку вне зависимости от его национальности и страны проживания комфортнее жить в своем доме, нежели в небоскребах. Это приоритет, диктуемый жизнью, провозглашенный правительством страны. Опыт международной координации в сфере строительных технологий на примере сотрудничества с компанией «Российский мост» у Алтайского края уже есть.

«Бхай бхай» – мало

Партнерство Сибири с азиатскими соседями длится веками, но до сих пор, как считает руководитель Департамента экономического мониторинга и маркетинга Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Валерий Кайгородов, у регионов СФО по большому счету нет внятной политики ВЭД. Без системного подхода можно, конечно, «торговать печенюшками». Но серьезным экспортерам, работающим в рамках национальных стратегий продовольственной и энергетической безопасности по государственным квотам, без него не обойтись. Так, директор компании «Датвьет Инвестиции и Технологии» До Бинь Тхань из Ханоя рассказал, что экономические контакты с Сибирью оживились после 5 октября, когда вступило в силу Соглашение о свободной торговле между Вьетнамом и странами Евразийского экономического союза. У этой небольшой юго-восточной страны появилось сразу четыре стратегических партнера – Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и самый крупный – Россия. Контракты с Новосибирском у компании уже есть, и она готова к сотрудничеству с алтайскими предприятиями ВЭД. Эксперт из Ханоя признает: в его стране не хватает молочных продуктов, очень дороги сыр и сливочное масло, а растительного подсолнечного и вовсе нет, так что выражение «поджарить по-быстрому на маслице» точно не из жизни вьетнамских хозяек. Вьетнамцы любят семечки, но в местных магазинах представлены лишь подмосковные «Бабкины семечки» по невероятной для жителя Алтая цене – 7 долларов за маленький пакетик. Простор для деятельности наших производителей!

«С началом действия Соглашения значительно снижены, а то и вовсе аннулированы ввозные таможенные пошлины, под эти льготы попадают 82 позиции товарооборота. Согласитесь, это взаимные выгоды и возможности. Нас интересуют инвестиции, технологии, продукция машиностроения, энергетики, химической промышленности, продовольствие. Надеемся, что объем российского экспорта во Вьетнам вырастет к 2018 году с 60 миллионов до 1 миллиарда долларов» – эти слова До Бинь Тханя звучат как приглашение к сотрудничеству.

Сегодня многие азиатские страны упростили для российских компаний условия входа на свои рынки, внедрили принцип «одного окна» при регистрации бизнеса. Так поступила и Индия. Рассказывая об этом, президент Ассоциации индийцев в России, директор индийской компании Klim Global Санджит Кумар Джха попросил сибирских агентов ВЭД избавиться от старых, времен СССР, стереотипов. Мы им – самолеты и энергоресурсы, а они нам – чай со слоном, помните?

– В этом году мы отмечаем 70-летие дружественных отношений России и Индии, но наша страна сильно изменилась в последние годы. Она – стратегический партнер России, рост ее ВВП достигает 7% в год, и одного лишь традиционного «хинди руси бхай бхай» для взаимовыгодных контактов уже недостаточно, – констатирует Санджит Кумар Джха. – Нынешний уровень товарооборота в 15 миллиардов долларов лидеры наших стран договорились повысить до 35 – 40. Сделать это будет не просто, придется перестроить транспортные маршруты, создать железнодорожный коридор.

Иди и смотри

Выход на внешний рынок сложен, но возможен. Алгоритму становления бизнеса за границей посвятила свой мастер-класс директор консалтинговой компании Skylex Людмила Федорова. Уже много лет она выводит новичков из России на рынок Китая, обеспечивая регистрационное, юридическое, налоговое и иные виды сопровождения. Самое главное, по словам эксперта, начинается после первичного анализа потребностей интересующей предпринимателя ниши. У китайского рынка, самого емкого и перспективного в Азии, есть особенности, на которые рекомендует обратить внимание Людмила Федорова:

– Тем, кто собрался открывать свой бизнес в Китае, – мои советы. Во-первых, у экспортера должна быть своя история живого общения с жителями страны, прямые контакты с местными ретейлерами. Я категорически против передачи товара посредникам. Надежды на то, что они будут заниматься сопровождением и продвижением вашей торговой марки, неоправданны. Почему? Потому что ретейлер продает «полку», ему без разницы, что на ней стоит – голландский товар, английский или русский. До 50% цены все равно останется у него, еще 30 заберет дистрибьютор. То есть при цене килограмма сибирской крупы 10 рублей поставщику остается лишь рубль. А попытки повысить цену сделают продукт неконкурентоспособным. В Китае работают такие вещи, как непосредственное присутствие бизнесмена в стране, личные встречи с партнерами, организация отделов продаж, сопровождение товара представителями компании до полок местных «Пятерочек» и «Магнитов». Российский поставщик, игнорирующий эту схему, может расстаться с планами на китайского потребителя.

Алтай способен спорить с конкурентами во многих товарных сегментах. Но главной на ближайшие годы для нас, видимо, останется продовольственная ниша экспорта. Вот уже год действует разрешение на вывоз за границу муки, соответствие ее качества экспортной позиции подтвердили мукомольные предприятия Новосибирской и Омской областей, Красноярского и Алтайского краев, причем львиную долю выделенной правительством Китая квоты на ввоз этой импортной позиции, 6 тысяч тонн, замкнул на себя наш регион. Именно здесь сложилась для него ситуация благоприятная, но во многом парадоксальная, как заметил сотрудник торгпредства России в Китае Сюмер Палкин:

– Товарооборот России с Китаем за последние два года упал в целом на 30%, но по продовольствию примерно на столько же и вырос. Никто не ожидал такого роста, но продовольствие из Сибири – это сейчас тренд. Хорошо, что есть на Алтае производители, способные даже девальвацию национальной валюты пустить на пользу бизнесу. Но довести даже конкурентоспособный продукт до зарубежного потребителя – это большой труд. Импортерам придется нести его на блюдечке и, может быть, даже с ложечки кормить потенциального потребителя. С той же мукой – устраивать презентации,  выпекать что-то вкусное, давать пробовать людям. Так было с вашим брендом «Алейка», работающим на китайском рынке с 2007 года. Я помню, как непросто он сюда заходил во многом благодаря стараниям Елены Щербининой, представителя компании в Китае, в стране с серьезным государственным регулированием. А как иначе? Эта страна умеет защищать собственную продовольственную безопасность.

СЭФ-2016 уже стал историей. Завершились биржи контактов, «круглые столы», экспозиции. Разъехались по домам его участники из Китая, Индии, Японии, Республики Корея, Вьетнама, Таиланда, Монголии кто с договоренностями, а кто и с конкретными договорами о поставках. Для алтайских экспортно ориентированных предприятий форум прошел не зря.

Фоторепортаж