Алтайский театр драмы готовит премьеру к Дню Победы

16:00, 26 апреля 2018г, Культура 1220


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

3 и 4 мая на экспериментальной сцене театра драмы состоится премьера спектакля «Одухотворенные люди» по рассказу Андрея Платонова. Режиссеры – Анна и Сергей Вахрамеевы.

На самом деле у спектакля о подвиге пяти краснофлотцев, остановивших танки на подступах к Севастополю, уже сложилась долгая история – студенческая. О ней мы побеседовали с режиссером, преподавателем АГИК Анной Вахрамеевой и актером Виктором Осиповым, который в «Одухотворенных людях» играет политрука Фильченкова.

На сцене – бой

– Сначала был студенческий спектакль, он создавался в 2009 году, и это было другое время, я бы даже сказала, более сложное. Конечно, тема войны для России – дорогая, сокровенная, – рассказывает Анна Вахрамеева. – Она источник национального самосознания, и, говоря о ней, мы многое можем понять о себе, о России, о какой-то нашей живучести. Но все равно мы прошли разные стадии отношения к ней. И сама идея рождалась в не очень благостное 
время.

– Но почему вы выбрали именно этот рассказ?

– Тут нужно отдать должное Сергею Константиновичу (Вахрамееву. – Прим. авт.), который нашел его и удивил нас. Потому что это сложный материал. С другой стороны, сама форма, язык платоновского рассказа создают некое стилистическое явление.

– И как вы переносили его на сцену?

– Безумно сложно! Вот идет бой и пятеро молодых людей подрывают идущие на них танки. В кино мы можем себе такое представить, а на сцене? Театр, конечно, много играет временем, пространством. Но здесь должны быть машины, бой, взрывы, и я даже не могу вам привести пример подобного в театре. Так что был серьезный поиск. И тот наш курс, можно сказать, вышел из Платонова.

А потом возник уже другой курс, с которым мы поехали на нашу традиционную лабораторию в Горном Алтае и дали студентам этот же материал. Они за 12 дней сделали свой собственный спектакль. Это было что-то феерическое, столько ярких придумок! Я никогда не забуду их «танки» – огромные жерди, которые они ворочали. По возвращении из Горного они сказали: «А почему бы нам и дальше это не играть?» Так что нельзя сказать, что мы возобновили тот спектакль, он каким-то образом вернулся, потребовав жизни.

В театр идут за ответами

Возобновленную постановку возили в Москву на Международный фестиваль театральных школ «Подиум-2015», где стали дипломантами и удостоились самых хвалебных отзывов. А затем студенты поставили педагогов перед фактом: надо ехать в Севастополь и поклониться могилам героев рассказа. «Скажу честно, я не очень верила в идею паломничества, – говорит Анна Вахрамеева. – Но спектакль стал для наших студентов моделью переживания живой истории. И сейчас я очень признательна им за эту поездку».

Спектакль сыграли в Севастополе и Симферополе, зрителями были в том числе студенты местной академии культуры. Там же поучаствовали в параде Победы (дело было в мае), а затем, наняв водителя, поехали на ту самую высоту, где проходил бой в рассказе Платонова… После этого, признаются Анна Вахрамеева и ее тогдашний студент – артист театра драмы Виктор Осипов, спектакль игрался уже совершенно иначе.

– Теперь мы понимали, о чем говорим, – объясняет Виктор Осипов. – В рассказе упоминается сухая трава – а мы видели это поле, поросшее сухой травой, видели эту высоту. Ну и встреча с родственниками героев… Словами не объяснить, это было просто коллективное дыхание.

– Инициатива переноса спектакля в театр драмы исходила от Виктора, – говорит Анна Вахрамеева.

– И теперь вы осваиваете пространство экспериментальной сцены.

– Оно непростое, но мы ищем компромиссное образное решение. Все-таки в центре истории человек и то, что с ним происходит. Знаете, сегодня театр немного отвернулся и не отвечает на некую духовную потребность дня. Наверное, потому что в советское время идеология просто изнасиловала искусство. Но все же в театр ходят за ответами на вопросы, он может дать модель переживания больших и сложных явлений. Только искусству это и под силу!

– Сейчас спектакль снова меняется? – спрашиваем Виктора.

– Абсолютно! В студенческий период мог быть какой-то пафос, захлест, надрыв, но это было терпимо. Сейчас мы сами другие и время, может быть, другое. И некоторые сцены совершенно меняются, а пафос уже выглядит лишним.

Как подлинная история
В основе рассказа Платонова «Одухотворенные люди» – эпизод Великой Отечественной войны, когда пятеро моряков-краснофлотцев пожертвовали собой, чтобы подорвать вражеские танки на подступах к Севастополю. Андрею Платонову было заказано произведение на основе этих событий. Историки уверяют, что солдаты на фронте зачитывались платоновским рассказом, а сегодня зритель не сомневается – история подлинная.

Фоторепортаж
Блоги