В барнаульской школе открыли уникальный клуб «Фабрика миров»

17:00, 25 октября 2016г, Образование 1476


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В барнаульской школе № 107 на улице Шукшина этой осенью открылась «Фабрика миров» – исследовательский клуб, в котором дети занимаются с первого класса.

Занятия в нем начинаются после уроков, а рассматривают на них самые насущные вопросы: как образуется радуга? Почему падает Пизанская башня? Что такое килограмм и грамм?

Корреспонденты «АП», например, побывали на занятии, посвященном мыльным пузырям. Постичь их непростую природу педагогу и детям помогал мультяшный динозавр. Тринадцать ребятишек, как нам объяснили педагоги, собрались на этот урок из двух первых классов, поскольку на занятия «Фабрики миров» приходят исключительно по желанию. А если такового нет, то в качестве внеурочной деятельности можно выбрать другое направление, благо их в школе № 107 достаточно: ансамбль казачьей песни, хореография, английский язык, физкультура.

«Помогать детям и людям»

С 3-4 класса ребятишки уже делают собственные проекты.

Исследовательское направление в этой школе существовало и раньше, но в этом году удалось отремонтировать отдельный кабинет и открыть в нем клуб, аккумулировав все практики в одном месте.

– Дети изучают и создают свои миры, отсюда и название клуба, – объясняет директор школы Галина Малько. – Современные образовательные стандарты предполагают не только передачу знаний от учителя к ученикам, но и создание условий для самостоятельного поиска знаний ребенком, творческого и интеллектуального развития.

– Кто всегда приходит к нам на уроки? – спрашивает первоклашек учительница Юлия Чербу.

– Динозаврик Хэлпик, – уверенно отвечают малыши.

– А откуда он появился?

– Из космоса! Он помогает детям и людям.

– Правильно. Ну а сегодня мы с вами отправимся на Остров пузырей!

Дальше ребята посмотрели видеообращение желтого динозавра Хэлпика, рассмотрели проблему недолговечности пузырей на лужах во время дождя, происхождение морской пены и важность мытья рук с мылом. Поработали в специальных тетрадях (все с тем же Хэлпиком на обложке). И после минутки релаксации приступили к практике – созданию собственных пузырей из смеси зеленого жидкого мыла, глицерина и воды.

– Занятия в клубе раз в неделю, и еще один раз дети занимаются на специальном портале вместе с родителями, закрепляя полученные знания, – рассказывает Юлия Чербу. – Впрочем, у родителей тут в основном контролирующая функция – проследить, чтобы ребенок зашел на портал и выполнил задания.

Чтобы вести занятия в клубе, Юлия Чербу прошла курсы повышения квалификации в томском Открытом молодежном университете. Он же теперь снабжает школу программным обеспечением и лабораториями для практических занятий (в кабинете «Фабрики миров» мы видели наборы юного физика и химика, лаборатории «Минералы и горные породы», «Семена и плоды»).

– Ваши сегодняшние ученики ходят в школу меньше двух месяцев и еще не очень уверенно читают. Есть ли смысл уже сейчас заниматься с ними исследованиями и проектами? – спрашиваем мы педагога.

– Думаю, есть. Внеурочная деятельность всегда была нашей большой проблемой: в основном она предполагала работу в тетрадях. Фактически те же уроки математики и русского языка, только после уроков. Теперь же мы можем провести опыты, а попутно у ребятишек появляется интерес узнать что-то новое, которого у многих сегодня, к сожалению, нет.

Готовы научить коллег

– Этот клуб лишь одно из направлений деятельности нашего библиотечно-информационного центра, – говорит директор школы. – Уже несколько лет наша библиотека не просто выдает книжки, но является лабораторией познания. Она дважды выигрывала городской конкурс школьных библиотек, а на полученные по гранту средства мы закупили компьютеры, многофункциональные устройства. При библиотеке существует видеозал, где проходят различные мастер-классы. И раз уж мы находимся на улице Шукшина, то развиваем шукшинскую тему. Словом, с 2015 года у нас работает региональная инновационная площадка «Формирование поликультурных направлений на базе библиотечно-информационного центра».

На вопрос, как вписываются мыльные пузыри в школьную программу, Галина Малько отвечает: «Поскольку это внеурочная деятельность, проекты бывают самые необычные: например, получаем из картошки электричество. Как это вписывается в программу? Никак! Просто дети исследуют, пробуют, учатся работать индивидуально и в команде – и не останавливаться на достигнутом».

Кстати, в конце каждого учебного года ребятишки демонстрируют полученные навыки в квест-конференциях. Участвуют в научных мероприятиях на городском и краевом уровне (и занимают призовые места). До сих пор в клубе «Фабрика миров» занимались только учащиеся 107-й школы, но после апробации проекта здесь готовы принять и детей из других школ, говорит Галина Малько.

Не менее важно и то, что здешние педагоги обучают и своих коллег. Например, 3 ноября в школе пройдет стажерская практика с мастер-классами, которые могут быть интересны другим учителям. Внеурочная деятельность сейчас есть во всех школах – таковы стандарты. Но оборудование, которое помог приобрести 107-й школе томский Открытый молодежный университет, для Барнаула уникально.

Фоторепортаж