В Барнауле состоялась презентация «Театральной энциклопедии Алтайского края»

08:00, 08 апреля 2018г, Культура 2058


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) состоялась презентация «Театральной энциклопедии Алтайского края» – первого научно-справочного издания, посвященного истории театрального искусства региона.

«Прогнать шпицрутен…»

Начнем рассказ мы из дальнего далека.

Не счесть драгоценных находок, сделанных в архиве Василием Федоровичем Гришаевым. Есть среди них и касающееся истории театра… уголовно-следственное дело. Это самое «Дело о покраже вещей из Барнаульского театрального (оперного) дома» датировано 1785 годом!

Из него мы узнаем, что в ночь на 27 декабря 1784-го мещанин Берской слободы, прежде уже судимый, похитил театральные костюмы. Собирался он украсть вовсе не их, а театральную кассу – но ее на месте не оказалось. Потому несчастному пришлось похитить, например, «мундир серовидного цвету – 8 рублей», «штанов: первые черные гарнитуровы – 1 руб. 50 коп., другие палевы поношены – 1 руб.», «сертук с юпкой и корсетом светлодымчатые камлотовые – 15 рублей». Вещей украдено было немало, общая сумма понесенного «Театральным домом» ущерба равнялась 175 рублям 70 копейкам.

Кроме криминальной составляющей «Дело» дает интереснейшие сведения об актерах и театре. Увы, похитителя мы не зря назвали несчастным – вероятно, он не выжил после исполнения приговора. А приговор воинского суда горного округа был таков: «Прогнать шпицрутен через тысячу человек 4 раза, а буде жив останеца, рвать ноздри и навечно в рудники».

«Молодым людям обучение»

Как и когда впервые Барнаул посетила муза Мельпомена? Вспомним еще одного покинувшего нас замечательного человека. Имя Ирины Николаевны Свободной не раз звучало на презентации издания. Потому что без нее «Театральной энциклопедии», вероятно, могло и не быть.

Но на торжестве в Белом зале ГМИЛИКА говорили не только о Свободной – ее сыновья, друзья, коллеги – с экрана о «Театральном доме» рассказывала нам она сама…

Оказывается, край наш появлением театра обязан выпускникам Санкт-Петербургского кадетского корпуса – именно там существовала выпестованная императрицей Екатериной Великой ученическая сцена.

В начале 60-х годов XVIII века на Алтай прибыл горный командир Андрей Иванович Порошин. Он привез с собой группу молодых кадетских сержантов, набранных в Санкт-Петербургском кадетском корпусе и Московском университете. Именно порошинские кадеты явились инициаторами первых светских театральных представлений в Барнауле.

Барнаульский «Театральный дом» – первое в Сибири и одно из первых в российской провинции предназначенное специально для театра здание – возвели на нынешней улице Ползунова в 1776 году. По архивным документам Ирина Николаевна установила, что было оно деревянное, одноэтажное, крытое тесом, около 30 метров длиной и шириной 13 метров. Вмещал первый барнаульский театр, по предположению Свободной, не менее 100 человек.

Строительство и начало деятельности «Театрального дома» осуществлялись уже в бытность начальника Колывано-Воскресенских заводов Ирмана. Как и его предшественник Порошин, он был направлен на Алтай волею императрицы и вместе с собой тоже привез целую команду молодых выпускников Санкт-Петербургского горного кадетского корпуса.

Театральная труппа набиралась из числа младших горных офицеров и солдат Колывано-Воскресенского горного батальона. В представлениях непременно участвовал оркестр. По подсчетам Ирины Николаевны, комедианты в течение года готовили не менее 30 новых пьес и опер.

Какова же была главная миссия первого барнаульского театра? Он не был игрушкой, развлечением великосветской знати. Ирина Николаевна считала, что целью нашего «Театрального дома» являлось воспитание молодых людей. И подтверждала эту мысль, цитируя запись в «Книге ведомостей казенных строений Барнаульской горной конторы» за 1780 год: «Во оном производится разного звания молодым людям обучение или разговоры от светских гисторий, для чего оный дом только и состоит».

Энциклопедический труд

Заместитель директора ГМИЛИКА, член Союза кинематографистов РФ Елена Огнева завершила труд Свободной. Она вспоминает:

– Первым нашим совместным проектом стала «Музыкальная энциклопедия», которая вышла в 2011 году. Сразу после ее выхода созрел план подготовить и «Театральную энциклопедию». Именно благодаря Свободной в музее стал формироваться театральный фонд, на сегодняшний день он достаточно велик и представителен. Ирина Николаевна была первым специалистом в крае, серьезно занявшимся изучением этой темы.

Достаточно много времени ушло на подготовку словника «ТЭ» (перечень названий статей энциклопедии). Только список заголовков статей содержал более 2 тысяч названий! Для составления словника были просмотрены театральные программы, афиши, все, что когда-либо было написано и напечатано о театральном искусстве региона.

Издание подготовлено на основе материалов театрального фонда ГМИЛИКА, материалов государственных и ведомственных архивов при участии специалистов краевых и муниципальных театров и музеев. Сама возможность издания книги появилась исключительно благодаря заинтересованности и поддержке управления края по культуре и архивному делу.

На страницах энциклопедии представлена информация по театральной истории края – с конца XVIII в. и до наших дней. В энциклопедии три раздела. Первый составляют статьи по истории театра на Алтае (очерки, написанные И. Свободной). Второй раздел «ТЭ» содержит биографии театральных деятелей, чье творчество связано с Алтайским краевым театром драмы им. В.М. Шукшина, театром музкомедии, Алтайским государственным театром для детей и молодежи им. В.С. Золотухина, Алтайским государственным театром кукол «Сказка», Бийским и Рубцовским городскими драматическими театрами. В энциклопедию включено более 
500 статей о людях, внесших значительный вклад в развитие профессионального театрального искусства края. Третий раздел «ТЭ» содержит сводные репертуары театров Барнаула и Бийска за весь период их деятельности. В издании более 450 фотографий и цветное приложение, в котором представлены репродукции эскизов костюмов и декораций сценографов театров края.

*   *   *

Презентация уникального издания состоялась в музее в Международный день театра. Вряд ли можно упомнить, когда еще столько звезд собиралось в Белом зале. Немало добрых слов прозвучало и в адрес гостей, и в адрес создателей энциклопедии. В этот день вспоминали об этапах развития театров края, о творческих династиях, о ветеранах сцены, об обладателях «Золотой маски»… Многим гостям, информация о которых содержится в энциклопедическом труде, под аплодисменты вручили замечательное издание. Первыми подарочные экземпляры получили сыновья Ирины Свободной – Феликс и Марат.

Да, уникальное издание уже нашло и еще найдет своих читателей. Но, конечно же, точка на этом не будет поставлена. Об этом говорила Елена Огнева, с которой согласятся многие и многие:

– Каждый спектакль существует только «здесь и сейчас», и эта сиюминутность делает театральное искусство совершенно беззащитным перед лицом Времени.

Как же сохранять память о Театре? И нужно ли это? Алтайский край представляет собой заповедную территорию, где для сохранения истории сценических искусств есть свой специализированный музей. Это довольно редкое в нашей стране явление. Вообще, в крае довольно много литературных музеев, есть даже музей киноактрисы. Что само по себе уникально.

О чем это говорит? О том, что в ментальности наших людей в большей степени, чем у жителей соседних регионов, закрепилось убеждение о высоком предназначении искусства как путеводной звезды человека в поисках нравственных эталонов. И это важно – осознавать и сохранять свидетельства прошлого…

Фоторепортаж