В Алтайской музкомедии представили главную премьеру весны

12:26, 16 марта 2017г, Культура 1466


1
1

В театре музыкальной комедии представили главную премьеру весны – оперетту Иоганна Штрауса «Цыганский барон». Зрители увидели романтическую историю, в которой нашлось место чардашу, вольной цыганской романтике и прытким поросятам.

Режиссер-постановщик Константин Яковлев заранее обещал легкомысленное антидепрессивное зрелище – и не лукавил. Сюжетным нелепицам этого признанного шедевра венской оперетты в театре придумали вполне адекватное сценическое воплощение, так что некоторые зрители то и дело ловили себя на том, что созерцают действо с глупой улыбкой.

Впрочем, легкой новая постановка может показаться лишь профану: несмотря на самую несерьезную интонацию этой оперетты, сюжетно очень похожей на какое-нибудь индийское кино про потерянных и обретенных родственников, вокальные партии в ней весьма сложны (и, отметим, наши артисты справляются с ними, кажется, без напряжения). Остроумно придуманы и массовые сцены – а кроме десятка основных персонажей в спектакле задействованы хор и балет в образах слуг и цыган, всего около сотни человек.

Вообще-то, «Цыганский барон» не впервые идет в нашем театре музкомедии, но нынешний спектакль – одна из первых в России постановок по новой версии либретто, написанной Юрием Димитриным. По сравнению с известной версией (и советским фильмом) действие стало компактнее и динамичнее, при этом либреттисту удалось включить и все потенциально шлягерные музыкальные номера Штрауса, которыми авторы прежде жертвовали.

Сюжет таков: беззаботный Шандор Баринкай (первая большая роль молодого тенора из Бийска Насими Нариманова), сын титулованного изгнанника, возвращается в родные края. Но на месте замка находит лишь руины, где расположился табор цыган. Старая цыганка Чипра (заслуженная артистка России Зинаида Черных) нагадала, что здесь найдется сокровище, а ее дочь Саффи (Виктория Гальцева) убеждает главного героя помочь цыганам в борьбе с алчным свиноторговцем Зупаном.

Колоритный выскочка Зупан (заслуженный артист России Дмитрий Иванов поет о своем герое: «Я свинарь, храбрец и патриот») в свою очередь пытается удачно выдать замуж строптивую дочь Арсену (Мария Евтеева) и имеет виды на территорию имения Баринкая. А молодой аристократ становится цыганским бароном и начинаются комические приключения, исход которых мы выбалтывать не станем. Заметим только, что в итоге щедрые авторы вознаградили абсолютно всех героев чем-то ценным: кому-то достаются любовь и титулы, другим – давно потерянные дочери и сыновья, ну а кому-то – снижение пошлин на свинину.

Если за лирическое в этой постановке отвечает история любви Шандора и Саффи, пусть и зарождающейся несколько случайно, то за комическое – буквально все остальное: соленый юмор реплик, которыми обмениваются Зупан и блюститель нравственности Жорж Карнеро в исполнении Арсена Митичашвили, заостренные образы героев (у кого – смешной парик, у кого – пышная накладная грудь), фигурки поросят, то и дело разбегающиеся по сцене. Все это веселье разворачивается, по сути, на фоне огромной фотографии озера, окруженного холмистыми берегами. Вообще, по части оформления спектакля вопросы возникают разве что к пристроенному в углу сцены водопаду (он попросту шумит во время музыки). В один прекрасный момент в гущу толпы выскакивают ростовые фигуры свиней и пляшут вместе с Зупаном, а служанки свиноторговца демонстрируют поросячьи хвостики, торчащие из панталон. Но удивительным образом 130-летний классический сюжет прощает постановщикам подобные шутки.

Справка
Оперетта «Цыганский барон», написанная в 1885 году, имела мировой успех. Штраус мечтал сочинить лирическую оперу на национальном венгерском сюжете с мадьярской народной музыкой. Однако ему пришлось руководствоваться условиями будущей постановки в театре оперетты, что отразилось на характере произведения. В основе музыки – ритмы вальса, марша, чардаша, цыганские и венгерские мелодии.

Фоторепортаж