В Алтайском крае начались подрывы льда на реках

09:09, 24 марта 2017г, Общество 2855


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

22 марта около 12 часов дня в двухстах метрах от тальменского автомобильного моста, через который проходит трасса М-52, на реке Чумыш прогремел взрыв.

На пару секунд на площади 30 квадратных метров в небо взмыли фонтаны из снега и льда. Ради этого зрелища каждый год вдоль дороги, расположенной параллельно реке, собираются десятки зрителей, пришедших из села, и автомобилистов, случайно оказавшихся в нужном месте в нужное время. Фотографируют, снимают на камеры и выкладывают в Сеть.

За соблюдением мер безопасности следят экипажи ДПС, перекрывая минут на 15 движение на трассах, и сотрудники МЧС, отводя людей на безопасное расстояние, чтобы снежной шапкой не накрыло. Вот и фотокоры и видеооператоры краевых СМИ, как ни просили подпустить их поближе, чтобы снять красивую панораму, вынуждены были искать точку для съемок на противоположной от реки стороне дороги. Наш фотокорреспондент забрался ради золотого кадра на высоченный подъемный кран, который, по всей видимости, используют для строительства нового моста через Чумыш.

Кстати, мостовой переход длиной 305 метров обещают закончить в 2018 году, старый демонтируют, и с ним канут в Лету тревоги жителей по поводу паводковых вод, время от времени устремляющихся прямо в село.

Ну а пока без взрывчатки не обойтись. В этот раз для организации взрывных работ на Чумыше понадобилось 500 кг взрывчатки. Этого вполне хватит для того, чтобы пробить толщину льда в 50 – 60 сантиметров. Сначала произвели предупредительный взрыв, отпугивающий рыбу, а затем – основной. В этот момент все замерли, завороженно наблюдая за потрясающим зрелищем. Через несколько минут дорожное движение было восстановлено и мы из-за гула машин едва могли уловить слова комментаторов по поводу значимости произведенных работ.

Перед тем как прогремел взрыв, нас пустили поснимать вид реки с моста. Оттуда хорошо было видно, что ледяное полотно, прилегающее к мосту, распилено на квадраты, поэтому мы и задали вопрос одному из организаторов противопаводковых мероприятий – гендиректору ОАО «Алтайвзрывпром» Александру Банникову:

– В эти ячейки будут взрывчатку закладывать?

– Нет, взрывать у самого моста нельзя – можно его повредить. Поэтому рядом с ним производится распил льда, чтобы не пострадали мостовые опоры при ледоходе, а чуть дальше взрывают, – отвечает он.

Такие профилактические противопаводковые мероприятия проводятся в крае каждый год. 24 марта, например, взрывают лед в Красногорском районе. К внеплановым мероприятиям специалисты тоже готовы. Некоторые ледовые заторы взрывают с помощью малой авиации.

Конечно, не все реки требуют таких кардинальных мер, на некоторых производится только опил льда в районе мостов.

Высокая вероятность паводка в Тальменском районе связана с особенностями рельефа местности и русла реки. Осложняет ситуацию большое количество опор у моста, что повышает опасность образования затора во время ледохода.

– Тальменский район – один из самых опасных в период половодья. Когда подтапливает территорию, страдает огромное количество жителей не только райцентра, но и близлежащих сел. В зоне затопления может оказаться более десяти тысяч человек, проведение взрывных работ на реке обезопасит жителей района в период весеннего паводка, – считает Константин Дериш, исполняющий обязанности главы администрации Тальменского района.

Он также вспомнил подробности паводка 1987 года, когда в результате образовавшегося в районе тальменского автомобильного моста ледового затора вода подтопила треть села. На реке закладывать взрывчатку было уже поздно, пришлось вызывать малую авиацию из Красноярска и взрывать с воздуха. Ну а со следующего года начали проводить взрывные работы на реке. Беспокоятся о том, как пройдет паводок в этом году, и жители села.

Вот что рассказала нам Ольга Шемонаева, дом которой расположен в так называемом междуречье Тальменки:

– В 2004 году была очень сложная ситуация, все боялись, что вода весной доберется до их домов, поскольку часть из них расположены между реками, Тальменкой и Чумышом. Вода пришла ночью, держалась примерно три дня. Некоторые дома, несмотря на высокий фундамент, подтопило, вода доходила до окон, проникала внутрь помещений. Люди переправлялись по улицам на лодках. Для пострадавших были разбиты эвакуационные пункты, кто-то уезжал на несколько дней к родственникам, некоторые пережидали большую воду на крышах. Никто не пострадал благодаря хорошей работе поселковой администрации. Последний раз подтопление домов было в прошлом году, подкачала речка Тальменка – вышла из берегов, были подтоплены участки домов близлежащей улицы. Сейчас мы с волнением ждем ледохода и надеемся, что в этом году нас беда минует. Больше всего переживаем за вторую волну паводка: в этот момент поднимаются грунтовые воды, которые могут тоже подтопить дома. Но мы надеемся, что благодаря слаженной работе всех служб и большой профилактической работе местной администрации все будет хорошо.

По словам заместителя начальника ФКУ Упрдор «Алтай» Владимира Дубровского,  мероприятия по подготовке к паводку федеральных дорог уже подошли к финалу. На 90 процентов произведена очистка от снега земляного полотна, водоотводных сооружений и водопропускных труб. Обеспечен запас каменных материалов для защиты от разрушений дорог и искусственных сооружений, подготовлены специализированная техника и инвентарь. С 25 марта начнут действовать рабочие группы, в обязанности которых входит ежедневное инспектирование автодорог, мостовых сооружений и водопропускных труб. Созданы аварийные бригады и мобильные механизированные отряды, организовано круглосуточное дежурство диспетчерских служб.

Кстати, по поручению губернатора Алтайского края Александра Карлина на базе КГКУ «Алтайавтодор» и ФКУ Упрдор «Алтай» функционируют круглосуточные телефонные «горячие линии», на которые можно сообщать о неблагоприятной обстановке на автомобильных дорогах общего пользования федерального и краевого значения и искусственных сооружениях на них: (3852) 36-31-69, (3852) 63-14-59.

Новости партнеров
Фоторепортаж