Уникальная выставка-конкурс кукол проходит в Барнауле

17:39, 01 июня 2018г, Культура 1866


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее работает уникальная выставка-конкурс «Куклы в зеркале художественных полотен». Экспозиция представляет несколько десятков художественных кукол, авторы которых по-своему интерпретировали портретные образы с известных картин. Главное, что все эти полотна хранятся и экспонируются в ГХМАК.

– Первую выставку авторских кукол мы провели еще в 2007-м и за эти годы наработали контакты с известными мастерами России и ближнего зарубежья, – рассказала нам куратор проекта Людмила Корникова. – Неслучайно нам прислали свои работы кукольники из Эстонии, городов Сибири, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Туапсе.

В качестве источников вдохновения музей предложил своим друзьям-кукольникам шедевры русских мастеров XIX века, портреты советских корифеев вроде Александра Лактионова и работы алтайских художников (от приверженца сурового стиля Геннадия Борунова до своеобразного и всегда узнаваемого Александра Андрусенко). А чтобы зрители могли полнее оценить работы кукольников, рядом с ними поместили фотографии живописных полотен.

Как говорит Людмила Корникова, стопроцентного портретного сходства куклы с художественным прототипом никто не требовал, важнее была интересная интерпретация образа. Однако некоторые авторы поразили и зрителей, и судей: например, Татьяна Плотникова из села Ая в каком-то смысле даже превзошла современную московскую художницу Елену Романову, автора портрета матери Василия Макаровича Шукшина. Сдержанная живопись, пожалуй, несколько меркнет перед трехмерной детально выполненной фигуркой пожилой женщины с лицом усталым и суровым. Такое же сильное впечатление производит и кукла Алланы Швайликовой из Туапсе по мотивам известного портрета унтерофицера работы Константина Маковского: тот же бравый вояка с лихо подкрученными усами и уверенным взглядом.

Выразительной и близкой к оригиналу получилась кукла Галины Кочкиной из Ельцовского района, которая вдохновлялась портретом пожилой дамы кисти Павла Чистякова. Кстати, в 2017 году Галина, учительница математики в селе Мартыново, победила в двух номинациях на всероссийской выставке «Время кукол» в Санкт-Петербурге. А Светлана Уколова из Новосибирска нашла подход к непростой живописи барнаульского художника-«семидесятника» Александра Ботева. Героиню портрета «Володимирская художница Лена Кувина» она создала… из текстиля, и это было идеальное решение.

От «Женского портрета» кисти крепостного художника Якова Аргунова (1830 год) кукольники долго отказывались, как рассказала нам куратор Людмила Корникова. Причем дело было не в какой-то особой сложности лепки лица загадочной брюнетки в бордовом, а в кружевном воротнике ее платья. В итоге с задачей справилась барнаульская художница Ирина Песикова, которой к тому же удалось раздобыть тончайший бархат на платье. Важная деталь, которая не всем известна: миниатюрные парики, одежду, обувь, украшения и аксессуары художники-кукольники обычно делают вручную. И раз уж на большинстве портретов герои изображены по грудь или по пояс, то авторам кукол пришлось домысливать подолы платьев, лежащие на коленях книжки, туфельки по моде XIX века и крошечные детские сандалики. А для этого изучать эпоху и исторический костюм.

Перечислять маленькие шедевры кукольного искусства можно долго, но лучше увидеть их своими глазами. Кстати, хотя проект имел конкурсную составляющую, в этот раз в музее не стали присуждать места и Гран-при, а вручили за лучшие работы награду «Золотая звезда» и подарили авторам ценные сувениры от партнера конкурса – ювелирной компании «Оливин».

Фоторепортаж