Удивительные тайны хранят соленые кулундинские озера в Алтайском крае

14:06, 23 марта 2018г, Культура 9092


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Красивая легенда, рассказанная сотрудниками Кулундинского районного музея, – одна из тысяч сохраненных для нас старожилами и краеведами Алтайского края. Сюжет, во многом мифологизированный, основан все же на реальных фактах из жизни людей, населявших некогда территории вокруг озер, известных сейчас своим оздоровительным потенциалом.

Яблоко раздора

Разве не уникально, что на территории засушливого Кулундинского района разлилось 25 озёр с солёной и щелочной водой? Среди них есть славный лечебный Щекулдук, что в 5 километрах от райцентра. Его водица содержит хлористый магний, соединения брома и много еще чего биоактивного и полезного. И потому с весны до осени лечат там свои недуги местные и приезжие. По словам директора музея Натальи Ложковой, ни целительный ресурс, ни история поколений, век за веком селившихся у водоема, не изучены вполне по сию пору. Достоверно подтверждена лишь часть фактов, положивших начало народной легенде о закрытых ключах.

В стародавние времена, датируемые учеными второй половиной XVII – XVIII веком, у этой территории, освоенной кочевыми племенами, еще не было привычного всем нам названия. «Кулунда» переводят обычно как «жеребенок в траве», а корень слова «кулун-» встречается в топонимах населенных пунктов, в истории которых оставили свой след кочевники. Впрочем, это уже другой сюжет.

Жители Кулунды рассказывают, что триста лет назад били из-под земли пресные ключи. Они питали озеро, не давали воде засаливаться и делали жизнь людей по его берегам комфортной. Привычный уклад жизни казахов нарушало лишь появление разномастных переселенцев из южных российских территорий, часть которых проходила Алтай транзитом, а часть оседала здесь. Плодородные земли стали яблоком раздора аборигенов и пришлых кочевников. Видя угрозу своим поселениям, казахи противостояли волжским калмыкам, облюбовавшим Кулундинскую травную степь. Вероятно, речь идет в том числе и о событиях 1771 года, когда столкнулась калмыцкая орда хана Убаши с казахскими ханами Аблаем и Нурали. Уходя из этих мест, баи наложили заклятие – закрыли чистые родники кошмой, чтобы ни пресная вода, ни само это благословенное место не достались калмыкам-неприятелям.

Эту известную в Кулунде историю, рассказанную «АП» Натальей Ложковой, переложил на стихи наш коллега, журналист из Ключевского района Виктор Харченко: «Веками родники у кромки бора поили степь водою ключевой, но, в гневе покидая край раздора, их старый хан забил тугой кошмой».

Еще в XIX веке казахи кочевали по Семипалатинскому уезду, пока не получили разрешения поселиться в Барнаульском, к которому относилась и Кулундинская степь. В ауле, на месте нынешнего села Кирей, действовала мечеть, а детей до революции учили грамоте на арабском языке.

Лет тридцать тому назад на Алтае работала экспедиция Омского университета, ее изыскания указывают на то, что казахи заселяли огромные территории современных  Михайловского, Славгородского, Ключевского, Кулундинского районов Алтайского края, сегодня численность этой этнической группы около 10 тысяч человек.

Как озеро разбавили

В советские времена легенда получила свое неожиданное развитие. Якобы в 60-е годы потомки тех самых казахских баев пришли к районной власти с предложением открыть родники, запросив за это 150 тысяч рублей – баснословные деньги. Им отказали, а саму историю назвали домыслами.

Впрочем, в 70-е на волне тотального ура-реформаторства «царей природы» какому-то «умнику» пришла в голову идея перекачать в соленое озеро воду из соседнего, щелочного. Выросшая в Кулунде Валентина Карпенко, заместитель главы администрации района по социальным вопросам, вспоминает, что Щекулдук ее детства был очень соленым, таким, что после купания кожа вся покрывалась кристалликами соли.

– Возникла мысль разводить в озере рыбу, для чего надо было снизить концентрацию соли. Разбавить Щекулдук решили щелочной водой. В результате и опреснения не получилось, и рыбу не развели, и озеро едва не потеряли. Ну что тут поделаешь, обязательно найдется кто-то деятельный, возомнивший, что он может тягаться с природой. Был период, когда в мертвом озере никто не купался даже. Прошло много лет, прежде чем водоем восстановился сам собой, вновь стал соленым. Сейчас мы это видим по тем же крупинкам соли, как в детстве после купания, – свидетельствует Валентина Сергеевна.

О реалистичности событий, на которых основан старинный миф, говорят и факты,  приведенные Натальей Ложковой:

– Если рядом с соленым озером выкопать неглубокую полуметровую ямку, она вскоре наполнится пресной водой, пригодной для питья. А в советское время совхоз «Кулундинский» на территории села Новопетровка, что рядом с озером Щекулдук, имел собственный оросительный участок, на котором возделывалась капуста. Вода шла самотеком из артезианской скважины.

Такова легенда общими штрихами. Детали, как всегда, необходимо уточнять у старожилов. На наше счастье, живет в селе Кирей Кулундинского района Нургайша Баринова, директор местной школы, заслуженный учитель России. Возглавляет общественную организацию национально-
культурной автономии казахов «Болашак» («будущее»), ведет краеведческую работу, а найденные в архивах свидетельства пребывания своих предков на кулундинской земле сохраняет для следующих поколений.

«Три колодца»

Современный Кирей с интернациональным составом его жителей аулом назвать трудно. Обучение в Каракульской школе ведется на русском языке, внеклассный этнический компонент – на казахском по программе «Атамекен».

Работа непростая, если учесть, что три поколения союза братских народов прожили не разбираясь со своими корнями – не принято было. А когда на волне возрождения национального самосознания люди стали проявлять интерес к теме, выяснилось, что носителей корневой культуры уже и в живых не осталось. Нургайше Гайсаевне повезло. После войны она слушала и запоминала рассказы отца, фронтовика Гайсы Туртулова, героя-связиста, освобождавшего от фашистов Европу в составе 41-го стрелкового полка 14-й гвардейской стрелковой Винницкой Краснознаменной дивизии имени Яна Фабрициуса 1-го Украинского фронта. Став взрослой, там, где изустной информации не хватало, старалась восполнить пробелы архивными данными. Именно поэтому с полным основанием мы доверили Нургайше Бариновой расставить акценты в истории закрытых источников, ее неясностях и разночтениях.

Название озера Щекулдук, видоизмененное, правда, прямо из песни к нам пришло. «Учкудук» – «три колодца», если кто-то помнит. И в легенду, по словам краеведа и общественницы, оно попало как наиболее известное и популярное у жителей района. На самом деле такое же право было у озер Улькенкуль, Жиланды, Каракуль или Большое Шкло… Второй момент, на который обратила внимание исследовательница, – материал, которым могли закрывать источники. Скорее всего,  это была герметичная шкура быка, а не проницаемая для воды войлочная кошма.

Не обнаружила Нургайша Баринова и свидетельств того, что потомки баев в ХХ веке собирались открыть источники.

– Достоверно этого никто не знает, думаю, это слова, не более того. Говорю так потому, что моя дочь, выпускница исторического факультета Алма-Атинского университета, защитила диплом по теме кулундинских казахов. Она поднимала сотни архивных документов по многим сюжетам, во многом мифологичным, но не нашла никаких данных. Но я помню, как наши старики говорили: «Не дай бог, если родники откроются». Да, пресная вода снизит концентрацию озерной соли, но она ведь затопит территорию, на которой расположено село Кирей.

Как и многие другие удивительные легенды Алтайского края, эта, связанная с запечатанными под землю пресными источниками, может быть правдой лишь отчасти. Но, как и любая сказка, она добавляет очарования и таинственности истории родной земли, во многом еще не изученной.

Фоторепортаж