У «ящика»: Временной разлом

16:43, 16 сентября 2017г, Культура 1659


1
1

На этой неделе канал «СТС» показал подряд три фильма о терминаторе: сначала два продолжения культовой дилогии, снятые в 2003 и 2009 годах, а затем и перезапуск 2015-го «Терминатор: Генезис».

Показ, видимо, приурочен к выходу в кинопрокат фильма 1991 года «Терминатор: Судный день», аккуратно отреставрированного и конвертированного в формат 3D. Так что телезрители могли узнать, что история о путешествующих во времени киборгах-убийцах, преследующих простую официантку Сару Коннор и ее сына Джона (который в далеком будущем приведет человечество к победе над восставшими машинами), постепенно выродилась в банальный летний блокбастер. Рецепт таких фильмов – поменьше горя, побольше компьютерных взрывов и, конечно, юмор, разбавляющий ураганный экшн. Если первые фильмы были полноценной драмой (а над финалом второго не плакал только камень), то переделка 2015 года – почти комедия. Во всяком случае, что-то очень легкомысленное.

Важная деталь: фильм 2015 года стал не продолжением, а полноценным перезапуском франшизы. Зрители, для которых первый и второй «Терминаторы», снятые в 1984-1991 годах Джеймсом Кэмероном, являются важной частью детства или одним из главных мифов поп-культуры, от такой перезагрузки ожидаемо плевались.

Проблема в том, что фильм, который должен был начать эту историю как бы с нуля, совершенно не работает как самостоятельное произведение, он то и дело отсылает к канону. Сценаристы, кажется, не особо верили в свои силы, надергав и перемешав сюжетные ходы из первых двух фильмов. Многие сцены пересняты покадрово, что вызвало у фанатов не столько умиление, сколько раздражение (как и всякая подделка).

Вспомнилось, например, что в самом первом фильме главные герои, если прислушаться, не так уж много болтают, а в паузах их диалогов скрыто даже больше смысла, чем произнесено вслух. Современные же Сара Коннор и Кайл Риз вынуждены непрерывно трепаться, просто чтобы зритель не запутался окончательно во временных парадоксах. Ведь по сюжету солдат из мрачного будущего отправляется в 1984 год, чтобы защитить мать своего предводителя, но попадает во временной разлом – и прошлое непредсказуемо меняется.

Сара, которую он там встречает, познакомилась с терминатором еще в 1973 году. Тогда киборг с лицом молодого Шварценеггера спас ее от другого, из жидкого металла, и затем вырастил как отец. Таким образом, к 1984 году главная героиня уже морально готова не только к встрече с отцом своего будущего ребенка, но и к расправе над «жидким» терминатором!

Впрочем, и сам солдат Риз – уже не тот парень с затравленным взглядом, выживший в руинах старого мира и мучимый ночными кошмарами. Австралийский актер Джай Кортни для роли набрал впечатляющую мускулатуру (видимо, в постапокалиптическом будущем проблем с белковой пищей не будет), а образ ему достался скорее комический, чем трагический.

Чтобы предотвратить ядерную войну, в новой версии этой истории надо двигаться не в прошлое, а в будущее – в 2017 год. И на этот случай у Сары и «хорошего» терминатора очень кстати имеется машина времени, построенная из подручных материалов. В фильме имеется и погоня на вертолете, и битва на заводе, и очередной разгром полицейского участка (но не такой масштабный), и самопожертвование бездушной машины (но без самопожертвования). И даже фраза «Идем, если хочешь жить!», которую произносит некто совершенно неожиданный. Герои снова мучаются вопросами предопределения, киборгов – целая толпа, а из временных петель можно шарф связать. Чего нет, так это тонкого психологизма и хорошей драматургии, которые в фильмах Кэмерона, как выясняется, значили куда больше, чем взрывы и погони.

При этом нельзя сказать, что «Терминатор: Генезис» совсем плох. Он местами забавный, актеры – милые, история держит в некотором напряжении. Для нынешних зрителей опасность кроется уже не в человекоподобных роботах, а в непредсказуемых компьютерных приложениях, которые вот-вот отрастят искусственный интеллект и покончат с цивилизацией.

К тому же душой нового фильма, как и следовало ожидать, стал трогательно поседевший Арнольд Шварценеггер: «старый, но не бесполезный», как он говорит о своем стальном герое. Его улыбка здесь – главный источник комического, его забота о Саре заставляет сердце сжиматься. Ну а то, что новый фильм не выдерживает сравнений со старыми – беда многих продолжений.

Фото с сайта kinopoisk.ru

Фоторепортаж
Блоги