Ток-шоу «Сати. Нескучная классика»: после этой программы будет много дел

19:13, 30 января 2017г, Культура 1415


Ток-шоу «Сати. Нескучная классика»: после этой программы будет много дел Фото №1

Бывают интервью, преимущество которых, как ни странно, состоит именно в том, что собеседникам не удается докопаться до неких философских глубин. Задача таких встреч, кажется, вообще в другом.

Например, из 40-минутных ток-шоу «Сати. Нескучная классика» на канале «Культура» удается вынести массу полезной информации, но скорее себе на будущее – для дальнейшего самостоятельного разбора. Приглашенный гость – или гости – успевают рассказать ведущей Сати Спиваковой не так уж много, поскольку несколько раз в течение программы их перебивают фрагменты фильмов и музыкальных выступлений. Но именно это дает возможность обычному человеку немного сориентироваться в обширном мире классической музыки.

Собственно, таков и девиз ток-шоу: «Наша программа поможет вам понять и полюбить классическую музыку». Получается что-то вроде краткого обзора темы с упоминанием важных вех и великих имен – ну а дальше ищите сами. Важно заметить, что гостями программы становятся не только пресловутые «классики» – певцы, дирижеры, музыковеды, – но и популярные артисты, работающие на стыке стилей и жанров. Например, Сати Спивакова беседовала с Дэвидом Гарретом – немецко-американским скрипачом-виртуозом, играющим на скрипке Страдивари и соединяющим классику с джазом, роком и кантри (ну и к тому же любимцем девушек по всему миру).

А в последний раз в гости к ведущей пришел известный российский режиссер Алексей Учитель, и говорили они вообще о балете и попытках увековечить искусство танца на кинопленке, которые предпринимаются уже больше ста лет. Как оказалось, балет всегда играл особую роль в судьбе режиссера фильмов «Мания Жизели» (1996) и грядущей «Матильды», уже успевшей оскандалиться задолго до премьеры.

Во-первых, Алексей Учитель и сам чудом не был отдан в балет в детстве, но воспротивился папа, советский режиссер-документалист Ефим Учитель. Правда, не из-за того, что считал профессию танцовщика «немужественной», как можно было подумать, просто он изначально видел в сыне продолжателя профессиональной династии. А единственный фильм, сделанный отцом и сыном совместно, был о великой советской балерине Ирине Колпаковой.

Режиссер, который начинал как оператор-документалист, рассказал замечательную историю о кадре своей мечты: мол, увидел как-то приму после спектакля, потную и уставшую, в ее гримерке, и решил, что надо обязательно включить такой момент в будущий фильм – а красавица-артистка, конечно, бурно воспротивилась. И тогда он в нарушение всех договоренностей решил поймать вожделенный кадр... скрытой камерой. Все испортил взорвавшийся в процессе тайной съемки софит, был жуткий скандал. Но когда снятый фрагмент увидел отец Алексея Учителя, да и сама героиня, стало понятно, что дело того стоило: Ирина Колпакова буквально расплакалась, а кадр в итоге вошел в фильм. Кстати, фрагмент (правда, другой) из этой документальной картины 1978 года был показан в программе, и трудно было не заметить, насколько поэтична в нем операторская работа.

Готовясь к программе, ведущая выяснила, что впервые танец был зафиксирован на пленке еще в 1896 году! Некая Аннабель Мур исполнила некий «Танец змеи» – судя по описанию, страшно модернистский. Алексей Учитель об этом не просто знал, он попытался воспроизвести эту сцену в своем новом фильме о романе балерины Матильды Кшесинской и будущего русского царя Николая II. И с изумлением рассказывал Сати Спиваковой, что у оператора конца XIX века это получилось красивее.

Невозможно было обойти молчанием и тему пресловутого скандала вокруг не вышедшего еще в прокат фильма. Напомню, не так давно к генпрокурору с просьбой проверить картину обратилась депутат Госдумы Поклонская, к которой, в свою очередь, обратились члены общественного движения «Царский крест». Они усмотрели в сюжете о романе последнего императора с балериной «антироссийскую и антирелигиозную провокацию». Режиссер лишь недоумевал: ведь фильма еще никто не видел! А вот зрители канала «Культура» благодаря этой программе смогли увидеть два небольших фрагмента (и обнаружить в них почти неузнаваемого в гриме Евгения Миронова в роли директора Императорских театров).

Попутно в разговоре всплыли имена современного композитора Леонида Десятникова, великой русской балерины Ольги Спесивцевой и японской танцовщицы Комаки Курихары, снявшейся в свое время у Александра Митты, были показаны фрагменты из «Мании Жизели» – словом, у человека, решившего подробно разобраться в вопросе, после этой программы будет много дел.

Фоторепортаж
Блоги