Ставьте рабочему «класс»!

17:09, 30 августа 2017г, Культура 1256


1
1

Художник Сергей Боженко привёз в Рубцовск выставку портретов тракторостроителей.

Сталевар, стерженщица, формовщица, бригадир – эти и другие портреты рубцовчан представлены в городской картинной галерее на выставке с названием «Рабочий. Класс!». Автор – известный барнаульский архитектор и художник Сергей Боженко.

Знакомые всё лица!

На открытие, которое состоялось в день празднования 75-летия АТЗ, пришло множество рубцовчан. Большинство из них отдало десятки лет труда родному предприятию. Они с радостью и удивлением узнавали знакомые лица, встречали фамилии друзей.

Анатолий Ахметов проработал на заводе 46 лет. Основную часть – в производственном отделе.

– Мне доводилось курировать цеха, поэтому с рабочими встречался непосредственно, многих хорошо знал. Это люди-труженики, которые отдали себя полностью Родине и производству. Как сталевар Афонин, например, – говорит он.

Николай Чевардов внимательно всматривается в графику. Он трудился в стальцехе три десятка лет, а на заводе – еще больше.

– Вот и я, кажется, – останавливается он. – На себя молодого, конечно, похож. Хорошее тогда было время. Жаль, что завода больше нет…

Через 30 лет

Три десятка лет назад Сергей Боженко со своими друзьями-художниками приехал в Рубцовск. Алтайский тракторный тогда был известен всему Советскому Союзу. То, что художник увидел, по его признанию, превзошло все ожидания:

– Сильные, красивые, мужественные люди работали с раскаленным металлом. Мы рисовали и в чугунолитейном, и в сталелитейном цехах. Работали целую неделю. Было ощущение, что прикасаешься к чему-то нестандартному, небывалому. Образы людей возникали на листе в результате прямого контакта с яростными в работе мужиками, с женщинами, измученными тяжелым трудом. Все они в саже, потные, уставшие. В итоге у меня получилась серия в полсотни портретов.

Через год-два художник планировал сделать здесь персональную выставку, но обстоятельства заставили отложить все в сторону. Получилось, что на долгие 30 лет.

И вот, готовясь к очередной выставке, Боженко начал разбирать свои завалы:

– Вытащил из-под дивана папку, раскрыл ее и ахнул: «Вот это да!» Сейчас так уже никто не рисует. Изменилось время, изменился подход, изменились эстетические пристрастия художников, да и идеология в государстве другая. И когда я заново открыл эти портреты, то понял, что их надо обязательно показать. Не должны такие героические образы пылиться в мастерской.

Художник сделал пробную выставку в Барнауле, зрителям она понравилась. Поэтому он с радостью принял предложение рубцовчан об участии в праздновании юбилея АТЗ.

Рождение образов

На выставке он рассказал, как рождались образы рабочих:

– Я не выбирал героев. Заходил в цех с папкой, углем, сангиной, искал место, где бы меня не зацепило талью или кран-балкой, хватал первого же проходящего мимо мужика. Когда люди не позируют, когда они заняты своим делом, они красивые. Боже мой, какие богатыри! Я рисую очень быстро, но, когда надвигалась очередная вагонетка, приходилось отходить в сторону и прерывать процесс. А потом увидел, что в каждом цехе есть место, где рабочие отдыхают, пьют чай. Они все с пониманием относились к моему занятию. Я не ломал производственных планов, пользовался короткими передышками. Была жажда новых ярких типажей. Я не мог оторваться. Приходил утром и уходил, когда уже темнело. Поэтому получилось много работ.

Интересно, что все они совершенно неполитизированные, несмотря на существовавшие тогда требования партийности в искусстве. Возможно, потому, что тема сама по себе глубоко партийная и народная. Группу художников больше беспокоили степень художественной выразительности и качество графики. В работах Боженко видна школа чувственного рисования, которую он прошел у своего учителя Василия Рублева.

Не все портреты вошли в выставку. Где-то технический брак, где-то бумага порвалсь, где-то набросок получился не очень удачным. Но то, что представлено, посетителям нравится. Местные искусствоведы и художники обсуждают профессиональные моменты, а обычные горожане прикасаются к истории промышленного гиганта через образы людей-тружеников.

Фоторепортаж