Старт учебному году

11:00, 26 августа 2015г, Образование 1186


1
1

В минувшую пятницу пленарным заседанием завершилась краевая августовская педагогическая конференция, которая в этом году проходила в течение четырех дней – с 17 по 20 августа.

В преддверии нового учебного года педагоги, представители профсоюзов, органов управления образованием и родительская общественность обсуждали важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед отраслью.

В секциях конференции, посвященных самым разным вопросам, приняли участие более 3500 человек из разных городов и районов края, почти 1900 человек стали участниками краевого родительского собрания. Подготовка к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей, повышение квалификации педагогов, модернизация допобразования и успешность детей как цель всей работы отрасли – вот далеко не все темы, обсуждавшиеся в течение недели.

Инвестиции в будущее

В пленарном заседании принимали участие председатель краевого Законодательного Собрания Иван Лоор, уполномоченная по правам ребенка при губернаторе края Ольга Казанцева, представители муниципалитетов, педагогические и руководящие работники школ и дошкольных учреждений, ректоры вузов и многие другие – всего около 200 человек.

Губернатор края Александр Карлин записал видеообращение к участникам, в котором поздравил педагогов с грядущим Днем знаний.

– Алтайский край вошел в группу пилотных регионов страны по реализации новой концепции развития дополнительного образования, направленной на формирование у наших детей ранней профессионализации, с тем чтобы ребенок с первых лет жизни мог развивать имеющиеся у него творческие способности, склонности к науке, техническим дисциплинам. 

Кроме того, он остановился на профессиональном образовании как залоге качественной социализации молодежи. А еще назвал одним из серьезных достижений прошлого года признание Министерством образования и науки РФ нашего края регионом, предоставляющим наибольшие возможности для развития профессионального мастерства молодых педагогов.

– Страна и край переживают непростую экономическую ситуацию, но мы продолжаем осуществлять серьезные инвестиции в социальную сферу – инвестиции в будущее, – подчеркнул Александр Карлин. – В прошлом году мы создали 58 новых образовательных объектов, в этом году создадим шестьдесят один: 58 объектов дошкольного образования, три новые школы. Алтайский край удерживает звание региона новых школ, и для нас это принципиально важно.

А Иван Лоор, обращаясь к участникам конференции от имени депутатов АКЗС, отметил, что расходы на образование в крае составляют четвертую часть всех расходов бюджета и за прошедшие 10 лет на эти цели направлено более 175 миллиардов рублей.

«Приоритетом краевых властей является создание в школах современных условий, и особое внимание уделяется сельским образовательным учреждениям. Не случайно из 110 школ, построенных с 2006 года, восемьдесят расположены в сельской местности», – подчеркнул Иван Лоор. Он также заметил, что государство «начинает возвращать долги, которые были перед школой на протяжении многих десятилетий», имея в виду работу по повышению заработной платы учителей. Наконец, он напомнил, что пятую часть депутатского корпуса сельского, районного и городского уровней составляют педагоги, а в заключение вручил ряду педагогов медали Алтайского края «За заслуги в труде».

Не только достижения

– Считаные дни остались до начала нового учебного года, и весь край без преувеличения занят подготовкой к Дню знаний, – начал пленарный доклад вице-губернатор, начальник Главного управления образования и молодежной политики Юрий Денисов. – К сожалению, не спадает напряжение при формировании штатов наших образовательных организаций, но в целом подготовка ведется в плановом режиме, есть основания считать, что все наши школы будут открыты к 1 сентября.

Юрий Денисов напомнил присутствующим, как изменилась отрасль образования за последние 10 лет (главную роль тут сыграли соответствующий нацпроект и деятельное участие губернатора). Наблюдается увеличение числа педагогов начального и среднего профессионального образования, сократилось число вакансий, открывающихся перед началом учебного года, однако кадровой проблеме, по словам начальника управления, предстоит уделить еще немало внимания. «Необходимо закрыть вакансии до начала учебного года, используя все возможности, и обратить внимание на рекомендации Минфина – организовать работу учителей-предметников по графику в нескольких школах, расположенных в пределах муниципалитета или в смежных муниципальных образованиях».

Продолжится работа по внедрению профессионального стандарта педагога, эффективного контракта, а также реализация комплексной программы повышения профессионального уровня учителей. Аплодисментами была встречена новость о том, что из федерального бюджета будут предоставлены средства на поддержку учителей-новаторов и создание авторских программ обучения – эта инициатива принадлежит именно нашему региону, который первым в России создал свой собственный фонд.

Юрий Денисов отдельно остановился на психолого-педагогическом сопровождении учащихся, превращении сельских школ в интегрированные социально-культурные центры, информатизации образования и решении проблемы с местами в детских садах для детей младше трех лет (теперь за счет средств краевого и муниципальных бюджетов).

Что касается содержательных аспектов общего образования, то в этом году в школах внедряется новый учебно-методический комплекс по отечественной истории, разрабатывается концепция математического образования, готов проект школьного филологического образования. Русский язык и литература будут выделены в отдельные предметные области. Кроме того, вносятся изменения в государственную итоговую аттестацию (обязательных экзаменов станет больше), вводятся электронные версии учебников и так далее.

С участием родителей

Выступление Юлии Байер, заведующей барнаульским детским садом № 264, было посвящено индивидуальному развитию личности в современном дошкольном образовании. «Ключевым изменением стало утверждение Федерального государственного образовательного стандарта, который нацелен на обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников при поступлении в начальную школу», – подчеркнула педагог. В этих условиях необходимы новые подходы к работе с родителями, поскольку без их участия процесс воспитания был бы неполноценен. В результате, по словам Юлии Байер, родители дошколят должны стать «участниками жизни своих детей, а не просто наблюдателями».

О взаимодействии с родительской общественностью говорила и Наталья Данилова, заместитель начальника управления образования Рубцовска. Одной из форм этого взаимодействия становится оценка родителями работы образовательного учреждения. А директор новоалтайской средней школы № 1 Ольга Зинкевич в своем выступлении уделила внимание теме психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и социализации. По ее словам, готовность педагога к такой работе предписана уже на уровне профессионального стандарта. При этом задача учителей – научить ребенка делать осознанный выбор жизненного пути и развивать общую психологическую культуру, а вовсе не ограждать детей от любых трудностей. И участвовать в этой работе полагается не только классным руководителям и психологам, но и учителям-предметникам, которые могут научить детей работать в команде и разрешать конфликтные ситуации.

Также участники пленарного заседания уделили внимание стандартам проф-
образования, социальному партнерству и управлению коллективом образовательных учреждений.

Мария Иванова

 
Фоторепортаж