Сколько на сборы?

11:35, 12 июля 2017г, Туризм 1287


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В первый год проведения эксперимента в Алтайском крае и в трех других туристических регионах страны посуточный курортный сбор не должен превышать 50 рублей с человека. Дети, которые не достигли совершеннолетнего возраста, платить его не будут.

Такого мнения придерживаются депутаты Госдумы России накануне второго чтения по законопроекту «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». В понедельник, 10 июля, этот вопрос рассматривался на парламентских слушаниях в нижней палате Федерального собрания РФ. В обсуждении приняли участие руководители комитетов Государственной думы, лидеры парламентских фракций, губернаторы, общественные деятели и представители турбизнеса.

Максимальная планка

Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров построил свое выступление исходя из анализа поступивших предложений и замечаний по законопроекту. По его словам, внесенные поправки учитывают международный опыт. Практически повсеместно курортный сбор является муниципальным и все средства зачисляются в муниципалитеты. Разработчики предлагают в первый год проведения эксперимента в муниципальные бюджеты зачислять 70% курортного сбора, а в региональные – 30%.

– Дело в том, что в первый год предстоит провести большую организационную работу на уровне субъектов, – объяснил Макаров. – Со второго года проведения эксперимента предлагается все 100% поступающих средств зачислять в муниципальные бюджеты.

Многие парламентарии изначально не поняли, что подразумевается под создаваемым фондом, в который перечисляются поступившие средства от курортного сбора. Отсюда возникли вопросы об административных расходах по его содержанию.

– Никакого фонда со зданиями и персоналом не строится, – пояснил председатель комитета Госдумы. – Это бюджетный фонд, который существует для того, чтобы обособить средства, полученные от сбора, и обеспечить их целевое использование. В связи с этим, скажу сразу, потребуются поправки в Бюджетный кодекс. Потому что такой фонд в нем не предусмотрен.

В законопроекте говорится об ограничениях – сумма сбора не должна превышать 100 рублей в день с человека. Все средства, которые соберет регион, пойдут на развитие его туристической инфраструктуры. По словам Андрея Макарова, если закон будет принят, то парламентарии на региональном уровне сразу не должны устанавливать максимальную величину сбора.

– На первый год существования сбора предлагается ограничиться его максимальной планкой в 50 рублей, – отметил председатель комитета Госдумы. – Кроме того, считаем необходимым включить в закон специальную норму, согласно которой средства, собранные в рамках курортного сбора, независимо от того, какая ставка установлена, не могут учитываться при рассмотрении вопроса о бюджетной обеспеченности регионов. Таким образом, мы выводим курортный сбор из вопросов межбюджетных отношений полностью.

Андрей Макаров подчеркнул, как важно прописать в законе норму о создании в каждом регионе общественного совета, куда войдут представители туристической индустрии и общественные деятели. Он будет следить за целевым расходованием средств и отвечать за проведение мониторинга. Совет будет готовить предложения и давать оценки по подготовке законодательных актов регионов, нормативных актов муниципалитетов.

– Что касается льгот по курортному сбору, то одни предлагают их расширить, включив в перечень различные категории граждан, другие – заболевания, – пояснил Андрей Макаров. – Мы хотим обозначить одну бесспорную – несовершеннолетние дети не являются плательщиками сбора. Предлагается дать право муниципалитетам или регионам на стадии эксперимента устанавливать любые дополнительные льготы к перечню тех, которые есть на федеральном уровне.

Своевременная инициатива

Комментируя парламентские слушания по законопроекту, губернатор Алтайского края Александр Карлин напомнил, что сама идея введения в качестве эксперимента курортного сбора в отдельных регионах страны была озвучена на заседании президиума Госсовета, который прошел 25 августа прошлого года в Белокурихе.

– Эта идея возникла не спонтанно, она предварительно была проработана специальной рабочей группой, которая готовила документы к заседанию президиума Госсовета, и президент России Владимир Путин по результатам его работы дал соответствующее поручение, – отметил глава региона. – И сегодня проект этого закона находится в Госдуме на этапе подготовки ко второму чтению.

По словам Александра Карлина, введение курортного сбора своевременно и может оказать положительное влияние на развитие инфраструктуры курортных местностей.

– Сегодняшняя дискуссия на парламентских слушаниях в Государственной думе страны в целом отражает доминирующую позицию – поддержать этот законопроект, – сказал губернатор. – При этом высказываются вполне резонные предложения по поправкам того текста, который принят концептуальным образом в первом чтении. Мне позиция председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам близка по всем пунктам. Думаю, в ближайшее время закон будет принят во втором и третьем чтениях, с тем чтобы мы могли оперативно запустить механизм законопроектной работы на региональном уровне и принять нормативные акты в сроки, рекомендованные нам федеральным парламентом.

Функция контроля

Губернатор края считает, и эта позиция отражена в документах, направляемых в Государственную думу, что средства курортного сбора следует консолидировать на региональном уровне и направлять в муниципалитеты на строго определенные, закрепленные федеральным законом цели. По его словам, такой подход позволит учитывать потребности курортных территорий с разным потенциалом, с разной степенью его развитости.

– Консолидируя средства на региональном уровне и распределяя их в последующем разным муниципалитетам, мы можем таким образом стимулировать развитие курортных территорий, которые пока еще не обладают таким качеством инфраструктуры, как, например, Белокуриха, – сказал глава региона. – С другой стороны, если средства пойдут через региональный бюджет, за нами сохранится функция контроля целевого характера использования их, что целесообразно, тем более на этапе эксперимента. Я думаю, что Госдума свою работу активизирует и мы в оптимальные сроки примем нужный для развития нашего региона и курортно-санаторного дела в целом закон.

Говоря о территориях, на которых курортный сбор будет введен, губернатор отметил, что их определит региональный законодатель. По его словам, один из сложнейших вопросов – администрирование сбора.

– Думаю, мы выработаем оптимальное решение этой проблемы, при этом мы должны понимать, что этот сбор, во-первых, не является налоговым платежом и его взимание не может быть механическим, – подчеркнул глава региона. – С другой стороны, важно, чтобы эта мера была справедливой в отношении тех, кто использует легальные места размещения, и тех, кто размещается в частном секторе, притом что значительная часть этого частного бизнеса де-юре не регистрируется. Здесь есть вопросы, и нам их предстоит решать. Что касается размера курортного сбора, то мы для себя не определяем в качестве ориентира его верхнюю планку – 100 рублей. И не собираемся ее устанавливать в этом размере на старте эксперимента. Можно, конечно, понижать ставку курортного сбора, но стоит помнить, что так можно понизить ее до ситуации, когда овчинка выделки не стоит. Расходы по администрированию одни и те же: собираешь ты 5 рублей или 50, но эффекты для муниципалитета другие. Здесь нужно выбрать оптимальный вариант.

Фоторепортаж