Эксперт Национального фонда подготовки кадров посетила краевые образовательные учреждения

10:20, 15 ноября 2014г, Образование 1775


1
1

В образовательных округах края прошли традиционные совещания, участниками которых были педагоги, руководители профсоюзных организаций, родители учащихся. Многие из них познакомились с экспертом Национального фонда подготовки кадров Татьяной Шумихиной.

Татьяна Алексеевна посетила образовательные учреждения края по заданию Министерства образования РФ. Ее целью была проверка хода реализации в регионе Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Об этом и о многом другом шел разговор на встрече с журналистами. В беседе также приняли участие заместитель губернатора, начальник Главного управления образования и молодежной политики края Юрий Денисов и руководитель отраслевого профсоюза Юрий Абдуллаев.

Взгляд со стороны

– Татьяна Алексеевна, расскажите о ваших первых впечатлениях после знакомства с образовательными учреждениями края.

– Ваш регион очень активно участвует в федеральной программе, достаточно субсидируется. В этом году вы в тройке самых крупных получателей субсидий. У меня очень хорошее впечатление. В тех образовательных организациях, которые я увидела, работают увлеченные люди и учатся сказочные дети. Я очень люблю общаться с детьми. И когда мне ребенок говорит: «Ну что ж вы никак не поймете, я вам уже столько раз объяснила?!» – это очень приятно, потому что дети становятся на уровень «объяснителя», а не на уровень «воспроизводителя». К сожалению, я увидела и другое...

Например, в 3 классе ребенок демонстрирует проект (мы все сейчас живем в «проектной жизни»). И вот он показывает двадцатый слайд… Третьеклассник – двадцатый! Вы как-то не реагируете… (Шумихина обращается к журналистам, а Юрий Денисов подсказывает: «Ну не мог он сам все это сделать!»). Картинки чужие, текст чужой, и мой очень простой вопрос ставит ребенка в тупик…

Абсурд, до которого мы порой все доводим, расстраивает. Конечно, это повод для серьезнейшей работы с педагогами, с детьми, с системой образования вообще. Все должно быть разумно, эффективно.

Еще такой пример. Мы все говорим про энергосбережение и экономию. В классе утро, солнце светит ярко, свет горит, ребенок у интерактивной доски рассказывает. Отсветка от экрана такая, что практически треть детей изображения не видит. При этом они обсуждают… снег, который идет за окном, по картинкам на экране интерактивной доски! Мне кажется, что лучше выйти на улицу, потрогать снег руками, посмотреть, как он тает…

Повторю, у меня очень хорошее впечатление от увиденных учреждений, но я точно знаю, что работать нужно над тем, чтобы поднять эффективность. Чтобы каждый педагог понимал: нет авторитетов стопроцентных, нет готовых заданий. То новое, что входит в жизнь – «групповая работа», «деятельностная парадигма образования», – не просто красивые слова, их реализация – дело каждого.

– Вы побывали и в детских садах…

– Пример такой: в детсаду показывают очень хорошие слайды про регулировщика дорожного движения. «А где ваши дети в жизни видят регулировщика?» – спрашиваю я. «У нас их нет!» – отвечают. Наверное, хорошо, что вы объяснили значение движений жезла регулировщика – если ребенок вдруг его когда-нибудь встретит… С точки зрения эффективности очень важно понимать, что можно сделать руками, глазами, мыслями, а что нужно переводить на современные технологии.

– Вы согласитесь с мыслью о необходимости привлечения мужчин на работу в детсады?

– Я думаю, что до´лжно привлекать не мужчин или женщин, а людей, которые любят работать с детьми.

В одном регионе выполнили приказ о предоставлении всем детям мест в детских дошкольных учреждениях – в группах стало по 35 детей! И в малышовой, где детки от 1 года 8 месяцев до двух с половиной лет, тоже 35 на одного воспитателя. И вот я вижу, как часть детей уведена на прогулку, а другие еще в трусах стоят в группе... Здесь вопрос не в том, мужчина или женщина работает воспитателем. Вопрос для меня другой: как этот воспитатель разрешил с собой такое сделать, как его заставили так отнестись к детям? Мне кажется, он должен был сказать: я не стану в таких условиях работать! Такой воспитатель просто не имеет права работать с детьми, я считаю.

В 2012 году мы проводили очень большое исследование, которое касалось, в частности, удовлетворенности педагогов. Парадокс в том, что деньги были на 15 месте! Среди основных мотивов была возможность карьерного роста, привлечения в специализированные организации, участия в международных конкурсах.

– Что-то особенное вам запомнилось на Алтае?

– Мне очень понравилось то, что здесь относятся с любовью к своему краю. Это я, конечно, буду рекомендовать в других регионах.

Любовь к малой родине воспитывается в очень многих образовательных организациях края. Понимаете, когда мы гордимся своими выпускниками, уехавшими за границу, – это одно. Но когда педагог гордится теми, кто вернулся в родную школу продолжать его дело, – это совсем другое. В каждом учреждении, где я была, рассказывали: ко мне вернулись трое, десять, двенадцать выпускников... 

Дополнительные вопросы

Журналисты не могли не спросить о том, что особенно волнует сейчас представителей и педагогической, и родительской общественности.

– В этом году школьники будут впервые писать сочинение, как идет подготовка к этому?

Денисов: – «Зачем ввели сочинение?» – этого вопроса ни у кого не возникает. Такая оценка способностей наших выпускников должна быть, и мы готовимся к ее реализации. В чем проблема? В том, чтобы подготовить учащихся, ведь они услышали об этом в год выпуска. Самое главное направление, по которому мы работаем, – свести к минимуму психологическую нагрузку.

Созданы максимально щадящие условия проведения оценочной процедуры в стране и в крае. Зачет учащийся получит, если в его работе будут соблюдены всего лишь два критерия: сочинение должно содержать не менее 250 слов и автор его должен опираться хотя бы на одно произведение школьной программы. Содержательная часть не предполагает изучения дополнительного материала, все строго в пределах существующей программы. Списывать бесполезно, оцениваться будет собственное понимание проблемы, которую школьник сам же и выберет. Пишут сочинение учащиеся в собственной школе, испытание можно будет пересдать.

Писать сочинение будут 3 декабря (20 ноября состоится пробный экзамен). Темы станут известны в каждом часовом поясе за 15 минут до начала испытания, которое продлится 3 часа. Если учащийся получит незачет, то будет учиться дальше. Он пройдет полный курс, но его не допустят к итоговой аттестации.

– Кто решает, 5- или 6-дневную неделю вводить в конкретной школе?

Денисов: – Возможны и 5-дневная, и 6-дневная недели – в обеих моделях есть свои плюсы и минусы. Пятидневка предполагает возможность пообщаться в субботу детям и родителям. Но, с другой стороны, есть учебная программа, снижается количество часов для учителей… У нас родительское сообщество не едино в этом вопросе. Мы отдали его решение в полномочия муниципальных органов образования, самой школы. Каждая должна просчитать все риски и найти наиболее оптимальное решение для учащихся, учителей, родителей.

Шумихина: – Тенденция сегодняшнего дня – создание государственно-общественного управления образовательной организацией. Выбор школьной формы, например, важен, но мне кажется гораздо важнее, чтобы родители определяли именно образовательный процесс, чтобы они участвовали в заказе общества к системе образования.

– Молодые педагоги приезжают работать в сельскую местность, но не каждый может взять ипотечный кредит. Изменится ли эта ситуация?

Денисов: – Одна из проблем была в том, что существующее законодательство в сфере определения нуждающихся ставило непреодолимый барьер. Если молодая семья живет с родителями, её нельзя признать нуждающейся. Первоначальный взнос – это второе препятствие.

Наша цель, чтобы ипотечный кредит стал более доступным, и не только для учителей, но и для воспитателей дошкольного образования. Пока все решаем в индивидуальном порядке, я готов оказать всемерную поддержку.

Абдуллаев: – Программа льготной ипотеки для молодых учителей – федеральная. Но какие-то изменения исходя из возможностей региональных бюджетов в нее можно вносить.

Так, год назад на первом краевом слете молодых педагогов лидер профорганизации из Бийска обрисовал ситуацию. Рассказал, что часто препятствием для получения ипотечного кредита молодым учителем является определение его нуждаемости: когда он живет с родителями, получается, что часть жилья у него есть. Мы обратились в Главное управление образования, озабоченность молодых профсоюзных лидеров была транслирована в администрацию края. Весной губернатор отменил своим указом это требование к нуждаемости, что позволило значительно увеличить количество претендентов на участие в программе. Мы благодарны и губернатору, и управлению за то, что они не только прислушались, но и очень быстро сняли это ограничение.

Фоторепортаж