Сибирский характер проверен ветрами

20:00, 13 октября 2017г, Общество 2126


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Виталий Гасаев известен на всю страну как золотой голос команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта». Однако уже довольно длительное время он посвящает сольной карьере. В день рождения Барнаула поклонники Виталия получили возможность насладиться творчеством любимого артиста. А мы на днях пригласили его в редакцию.

– Судя по песням, прозвучавшим на празднике города, с творчеством все в порядке. Альбомы выходят?

– Это раньше я альбомы считал, а в связи с кризисом стало проблемой найти спонсоров. Время от времени я выпускал по два-три сингла, думал, что соберу еще один альбом. Но между песнями большое временное расстояние, нет единой стилистики, что важно для альбома. Может, когда-нибудь соберу сборник. Радует, что за это время я сам писал песни. Жизнь заставила. Так получилось, что песни трех или четырех альбомов я не могу исполнять. Автор запретил их петь.

– Это из серии «нет худа без добра»? Можно ли какую-то из ваших песен назвать визиткой?

– Я сам написал песню «Сибирский характер». Ей уже 10 лет. Ничего не делал для того, чтобы она пошла в народ и стала популярной, но она такой стала. И с ней связано несколько замечательных историй.

– Поделитесь?

– На меня вышли люди в Москве, которые снимали фильм про четырехкратного олимпийского чемпиона по биатлону Александра Ивановича Тихонова. Он из Новосибирска. Меня попросили написать песню для титров. Сказал, что не писал на заказ и про биатлон знаю не много. В ответ: «Но ты ж сибиряк? Ну и все…» Честно говоря, долго не шло. Махнул рукой, а в метро на эскалаторе родилась строчка. Пока доехал наверх – песня была написана вся, кроме одной строки. А жил я тогда в Зеленограде. Пожаловался хозяйке квартиры, что есть песня: «Чем крепче морозы, тем души теплее, тем больше открытых и честных людей, здесь дружба мужская сильнее…» – и затык. Потом припев, потом куплет и еще куплет. Рано утром я сплю, дверь скрипнула, я глаз приоткрыл, хозяйка зашла, взяла тетрадку и дописала «и чувства надежней, и сердце верней». Так она была закончена.

– Сейчас кто-то пишет для вас песни?

– Кто-то где-то пишет – 100 процентов (смеется). Вчера вот снова созванивался с Андреем Волченковым. Он мне еще в 1991 году песни свои дарил, их вначале хотел Александру Малинину отдать, но затем отказался от этой идеи, так как одну из песен ему предложили продать с отказом от авторских прав. Так часто делается в шоу-бизнесе. Очень многие песни, которые появляются на большой сцене и подписаны именитыми композиторами, рождаются именно таким образом. Талантливые люди продают их за деньги, а затем не получают отчислений за авторские права. Хороший хит стоит порядка 20 тысяч евро.

Тогда я не все его песни записал, потому что мне было 22 – 23 года. Как я мог спеть: «Вечер черные брови насупил, чьи-то кони стоят у двора, не вчера ли я молодость пропил…» (поет). Это я сейчас могу, я понимаю, о чем Есенин писал: «Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела?..» Сейчас благодаря цифре Андрей прислал мне их по «Ватсапу». Скоро будут.

– А когда не было этих технологий?

– Ой! Раньше, чтобы передать песню… Как-то Виктор Алисов, продюсер сериала «ДМБ», сказал мне: «Пусть твой автор напишет саундтрек к фильму». Александр Церпята написал. Песню «Дембеля» мы записали в студии в Новосибирске, я пел, простывший, просто под гитару. Саша приехал домой, записал диск и лег спать. Утром подскочил, схватил коробку с диском, примчался в аэропорт… В Москве девушка поехала через весь город во Внуково встречать посылку. Открывает – коробочка пустая. Сам диск остался у Саши в проигрывателе…

– В 2007 году вы участвовали в шоу «Секрет успеха». Александра Пахмутова тогда сказала, что вы достойны лучших концертных площадок и больших залов. Как вам такая оценка композитора?

– Мой крестный сын Арсений Бородин настоял на том, чтобы я вообще пошел туда. Три месяца нервотрепки, зато именно благодаря этой программе я понял, что большой шоу-бизнес – не для моей психики.

– Почему?

– В 36 лет поздновато было ориентацию менять (смеется). Можно, конечно, и без этого, только путь тогда существенно длиннее и тернистее. Я привык в КВНе, что даже соперники всегда помогали друг другу, желали удачи. А здесь все постоянно ждали, когда другой споткнется. Если я на репетиции забывал слова, вокруг слышалось «ес!», меня это очень давило. Парень 18-летний, с которым я жил в одной комнате, меня просто поразил – такой прожженный. Я один раз слышал, как жестко с ним мама разговаривала, просто в шоке был. Вот его конкретно готовили к шоу-бизнесу. А моя меня учила: «Не жили богато – незачем начинать», «Всех денег не заработаешь». Я книжки читал про Тимура и его команду…

Шоком для меня стало и то, что Валерия стала петь с ним на финале, хотя была моим педагогом. Вот все спрашивают, как с тобой занималась Валерия? Приезжала на съемки, за которые получала деньги, затем разворачивалась и уезжала. Все. Вокалом занималась Наталья Трихлеб, она же добилась, чтобы я в финале пел с Пахмутовой. Вот тогда и возникла фраза, что все пели со звездами, а я с легендой.

– Сейчас довольно часто старые любимые команды КВН собираются вновь, встречаются на юбилейных играх, специальных. Ваша команда не собирается из-за того, что нет капитана Григория Малыгина?

– Откровенно говоря, все шло к тому, еще до того как Гриша умер. Мы были на 55-летии КВН, но не полным составом. Были со спонсорами проблемы, поэтому участвовали только те, кто был на тот момент в Москве. А вот другие команды собрались. Те же «Новые армяне». Хотя у них часть живет в Москве, часть в Ереване, а часть вообще в Америке. А по поводу нас… «Уральские пельмени», например, были большей командой, а мы все индивидуальности, которых в кучу собрать сложно. Они же помимо сцены еще собирались, чего-то устраивали. Конечно, не обошлось без конфликтов, как и в любом творческом коллективе, но они команду сумели сохранить. А мы нет. Сижу смотрю игру, знаю тех, кто на сцене, кто в зале. Такая ностальгия – буквально смех сквозь слезы.

– Наверное, что-то вспоминается из той жизни?

– Конечно. Как Сашке Ревве на первой игре что-то подсказывал. Как подходил к капитану команды «Утомленные солнцем», они только начинали. Я спросил: «А чего ты этого паренька Мишу Галустяна выпустил на одну только пародию? Это же готовая звезда: выходит – и уже смешно, ему даже текст писать не надо!» С моей легкой руки он начал Галустяна ставить.

– А ваши выступления?

– На репетиции перед кубком чемпионов спели артистом «Белого орла» «Как отвратительно в России по утрам…». Вечером редактор Андрей Чивурин спрашивает: «Ну и зачем вы это сделали? Вы ж его убили!» Я-то сразу про неспортивное поведение подумал, все команды как стеклышки, а мы… ну Сергей Сивоха с нами. С самого начала в штопор ушел и до последнего не вышел. А Чивурин добавляет: «Артистов из «Белого орла» зачем ты убил? Нельзя так петь!..»

– Это известный и любимый многими номер. Вся страна пела «Как отвратительно в России по утрам». К слову, о популярности. Ваш крестник Арсений Бородин сейчас участвует в шоу «Голос»…

– Вот он сейчас всю кухню разузнает, я тоже попробую.

– К кому поедете, к Градскому?

– Нет, для меня он никогда не был кумиром. Тремоляции его меня не впечатляли, извините, Александр Борисович. Он легенда, великий исполнитель, но, по мне, пусть меньше будет диапазон, но чтоб душу пробирало…

Я, кстати, не удивлюсь, если вообще никто не повернется. Хотя Пелагея точно узнает. Мы с ней виделись очень давно. Встречались с энгэушниками, попросили спеть – спел. Смотрю, какая-то девочка на меня очень внимательно смотрит. И мама ее говорит: «Ну, Гасаев, тебя ни с кем не спутаешь, ты когда волнуешься, всегда завышаешь». Я тогда так обалдел, честно говоря. Пригляделся – девочка очень знакомая, спросил у Владимира Дуды, не та ли, с которой он номер в КВНе «Утренняя звезда» делал. Оказалась, она. Я очень рад, что у нее так сложилось с карьерой. Никогда не завидую, потому что это страшный труд. Даже не пробиться, когда у тебя есть талант, а жить в той атмосфере и остаться человеком очень тяжело.

– Ну вы же уже участвовали в вокальном шоу, значит, человек очень опытный.

– На «Секрете успеха» Тигран Кеосаян – единственный, кто не хотел меня брать. Говорил, потому, что «Дети лейтенанта Шмидта» его любимая команда, а я и так уже популярный. Не курящий в принципе, там я выкуривал по полторы-две пачки сигарет в день. Кеосаян спрашивал: «Чего ты так волнуешься? Пусть вон молодежь волнуется». Так в том-то и дело, молодежи терять нечего. А тут чуть слажаешь, и все. Поэтому надо еще все тщательно взвесить.

Фоторепортаж
Блоги