Шукшину было больно за каждого своего героя! - Алексей Варламов

15:40, 21 июля 2016г, Культура 2481


1
1

В краевом театре драмы прошла пресс-конференция с участниками Шукшинского кинофестиваля. На вопросы журналистов ответили известные советские и российские актеры Светлана Светличная, Валерий Баринов, писатель Алексей Варламов. Беседа получилась очень душевная: рассуждая о Шукшине, гости затронули тему творческих поисков, противоречивости гениев,  кризиса современного кинематографа.

Светлана Светличная очаровала публику своим неувядаемым обаянием. Она с кокетством заметила, что как председатель такого значимого кинофестиваля пришла не в привычной для себя мини-юбке, а в строгом костюме и с белой розой. Она отметила, что после просмотров фильмов-участников впечатления остались очень хорошие, много достойных работ. На вопрос про кризис современного кинематографа Светлана Афанасьевна ответила, что сегодня не хватает хороших учителей и актерам, и режиссерам:

– Есть такое выражение: «Природа отдыхает», мне кажется, что кино сегодня тоже в какой-то степени «отдыхает». Если взять нашу эпоху, когда были такие режиссеры, как Герасимов, Ромм, Шукшин, то сейчас новое поколение со своим взглядом, и мне он не всегда симпатичен. Очень много в фильмах негатива, однообразия. Меня порой спрашивают: «Почему вы не снимаетесь?» Ответ простой: неинтересно, скучно, не трогают сценарии… Я помню, раньше картины были досконально прописаны режиссерами. И если мы снимали какой-то кадр, пусть даже эпизод, он тебя как актера трогал до мурашек и тебе позволял режиссер делать столько дублей, сколько ты хотел, чтобы проникнуться, показать класс. А сегодня кино больше походит на конвейер…

Тему продолжил и Алексей Варламов:

– А вам не кажется, что сейчас существует кризис у публики? У нас исчезла элитная кинематографическая публика. Большая беда кинематографа, что он пошел за массовым, невдумчивым зрителем. И теперь во главе угла стоит не режиссер, не художник,  а продюсер, которого зачастую волнуют только деньги.

Когда я разговариваю сегодня с молодыми талантливыми режиссерами, то часто задаю вопрос: «Ну зачем ты убил в конце героя?!» А он мне весело: «Жескач получился, правда?!» Он от этого получает восторг. А ему должно быть больно! Вот мы говорим про Шукшина: у него на сердце было семь шрамов, семь инфарктов! Ему было больно!!! А если режиссеру не больно, то и у зрителя ничего не екает. Есть одно гениальное выражение: «Кинематограф кончился тогда, когда изобрели пульт от телевизора!» То есть зритель перестал задумываться, он лежит на диване и переключает каналы, надо думать – ему скучно, он щелкает каналы…А кинематограф требует сосредоточенности. Феллини писал про наши советские кинотеатры: «Они не жуют, они сидят перед экраном, как в храме на молитве». Сейчас такого, к сожалению, нет.

Разговор подхватил писатель Алексей Варламов:

– Вы правы, ему было невероятно жалко своих героев. Супруга Шукшина Лидия Николаевна вспоминает, что когда Шукшин писал сценарий про Степана Разина, он будил ее по ночам рыданием: «Такого мужика убили!» У Шукшина всегда были и в фильмах, и книгах подлинные эмоции.

Затем Алексей Варламов рассказал о том, как для Василия Макаровича было важно мнение зрителей:

– Были у Шукшина гениальные картины, но публика их не всегда принимала. Например, фильм «Странные люди». Отличная картина, но советский зритель её просто не понял. И тогда он сделал для себя вывод. Достучаться!

Шукшин однажды написал в дневниках: «Завяжись узлом, но не кричи в пустом зале». Картина «Печки-лавочки» – это пример того, как Шукшин соединяет высокое и народное кино.

На вопрос о том, что удалось узнать нового и интересного о Шукшине, писатель Алексей Варламов ответил:

– Книга о Шукшине оказалась для меня самой неожиданной, все знали о нем как о гениальном самородке, который сделал блистательную карьеру, а вот что за этим стояло,  какой ценой делалась, каких личных качеств от него это потребовало, для меня самого было открытием. Когда я писал эту книгу, я расширил свои читательские представления о Шукшине,  потому что все мы знали его уже хрестоматийные деревенские рассказы про чудиков, но нам совершенно незнаком поздний Шукшин, когда он меняет свою творческую манеру, уходит от простодушных героев к новым. Очевидно, что смерть забрала Василия Шукшина, когда он еще не раскрыл свой литературный потенциал…

Фото автора

Новости партнеров
Фоторепортаж