Штраф на переезде увеличится в пять раз: автолюбителей пока не учат случаи аварий

12:38, 07 июля 2018г, Общество 1442


1
1

На днях Госдума приняла в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие наказание за нарушение правил проезда железнодорожных путей – штраф увеличивается до 5000 рублей. В пять раз!

До 5000 рублей вырастет штраф и за другие нарушения. Например, за остановку дальше стоп-линии у переезда. Или за самовольный подъем шлагбаума. Однако со 100-процентной уверенностью говорить о том, что данная мера приведет к снижению числа ДТП на переездах, не приходится.

Статистика неумолима: число аварий на железнодорожных переездах в России растет. За пять месяцев 2018 года по вине водителей на переездах уже допущено 123 столкновения автомобилей с поездами. Основная причина – выезд на переезд при запрещающем показании автоматической сигнализации и закрытом шлагбауме.

Некоторые эксперты, в том числе и депутаты парламента, законопроект уже раскритиковали. Высказываются точки зрения, что вместо повышения штрафов власти должны оборудовать переезды автоматическими барьерами (сейчас 90% переездов в России ими не оборудованы) либо строить разноуровневые развязки. В Минтрансе заявили, что на эти цели нужно по крайней мере 20 млрд рублей, взять их сейчас неоткуда, но, возможно, что к 2035 году проблему решить получится.

Регионы пока молчат. Активную позицию в данном вопросе занимают железнодорожники – пристально следят за техническим состоянием переездов, проводят сотни профилактических акций, информационную работу, регулярные рейды совместно с ГИБДД. Своим мнением о том, почему автолюбителей не учат наглядные случаи аварий и как ситуация с обеспечением безопасности на переездах складывается сегодня, с нашей газетой поделился начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай.

– Александр Валерьевич, ДТП на переездах – сложная и комплексная проблема. Как железная дорога видит эту ситуацию и какие ключевые моменты определяют успешность ее разрешения?

– Железнодорожник, как никто другой, знает, как важно четко соблюдать установленные правила. Магистраль – объект повышенной опасности, и даже незначительное отступление от регламента может привести к непоправимым последствиям. Мы строго выполняем все требования законодательства, нормативно-правовых актов, регулярно проводим учебу своих сотрудников, отработку нештатных ситуаций на переездах. Однако примеры легкомысленного отношения к культуре безопасного вождения со стороны водителей мы видим и фиксируем на переездах регулярно. К сожалению.

Причем совсем неважно, что стало причиной такого поведения, самонадеянность или лихачество, – итог всегда один и тот же. За прошлый год на переездах магистрали произошло 18 столкновений, в которых пострадали 26 человек, в том числе 11 – погибли.

Главная задача железной дороги при выполнении перевозок в местах пересечения с автомобильными дорогами – обеспечение безопасности движения поездов. Это важно как для устойчивой работы железнодорожного транспорта, так и для безаварийного пересечения путей иными видами транспорта. Причем под управлением водителей разного уровня подготовки.

Для успешного решения этой задачи, безусловно, требуется приложение больших усилий, в том числе финансовых, технических, административных, общественных и любых других эффективных способов. Также нужно отметить, что железнодорожники точно не смогут переломить ситуацию в одиночку – крайне важно участие органов власти всех уровней, правоохранительных органов, учреждений школьного и дошкольного образования, автошкол и других участников процесса, от чьих действий и решений зависит повышение безопасности на переездах.

– Какова статистика нарушений и ДТП в регионах железной дороги с начала года?

– В регионах присутствия Западно-Сибирской железной дороги, а это Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская области и Алтайский край, отмечается снижение тяжести последствий столкновения поездов с автотранспортом, однако динамика по количеству таких случаев отрицательная. С начала года на переездах в границах магистрали зарегистрировано 11 столкновений автотранспорта с поездами, в результате которых были травмированы 3 человека. В прошлом году за это же время произошло 9 ДТП, в которых пострадали 17 человек, в том числе трое – со смертельным исходом.

Больше всего удивляют ДТП на переездах с малоинтенсивным движением, где проходят буквально 2-3 поезда в сутки. Понятно, что водитель не стоял и специально поезда не ждал, но такие случаи действительно происходят и свидетельствуют о том, что интенсивность движения на переезде на количество транспортных происшествий не влияет.

Отмечу, что количество нарушений на переездах растет. За 5 месяцев текущего года дежурные по переездам зафиксировали более 300 нарушений правил против 200 нарушений за аналогичный период прошлого года. Водители проезжают на красный сигнал светофора, обгоняют друг друга на переездах, игнорируют шлагбаумы.

Приведу несколько примеров наиболее тяжелых происшествий, которые произошли в прошлом году. Зимой в Алтайском крае водитель легкового автомобиля на переезде с автоматической переездной сигнализацией выехал на запрещающий сигнал светофора перед идущим пассажирским поездом. В итоге столкновения водитель и пассажир скончались на месте.

Весной прошлого года в Омской области на регулируемом переезде водитель школьного автобуса, в котором находились дети, выехал на красный свет светофора перед грузовым поездом. Водитель и сопровождающая погибли, десять детей получили различные травмы.

Летом 2017 года несколько случаев столкновений с поездами допущено по вине водителей мотоциклов, погибли четыре человека.

Мы регулярно делимся этими данными с гражданами, информация и в СМИ, и в соцсетях активно распространяется. Из каждого такого случая понятно – у участников столкновений крайне велики шансы получить увечья или погибнуть.

– Что конкретно предпринимают железнодорожники для снижения аварийности на переездах?

– На Западно-Сибирской железной дороге реализуются комплексные программы мероприятий, призванные повысить уровень безопасности на железнодорожных переездах. Они содержат достаточно широкий набор инструментов по повышению культуры безопасного вождения.

Центральным блоком программы является содержание железнодорожных переездов в надлежащем состоянии, своевременное выявление неисправностей и оперативное приведение состояния объекта в нормативное.

В текущем году будет проведен капитальный ремонт на 62 переездах, на эти цели будет направлено более 68 млн рублей. Кроме того, на 46 переездах будет выполнен ямочный ремонт асфальтового покрытия.

Для сравнения, в 2017 году в рамках программы повышения безопасности движения на железнодорожных переездах капитальный ремонт был выполнен на 19 переездах магистрали на сумму около 10,4 млн рублей. Еще более 25 млн рублей было направлено в рамках инвестиционной программы на укладку 33 комплектов нового резинотехнического настила на 25 переездах.

Дополнительно к запланированным объемам работ за счет средств текущего содержания был выполнен ремонт еще на 32 переездах. На эти цели было направлено более 6,3 млн рублей.

– С содержанием переездов всё понятно. Вы упомянули о культуре безопасного поведения на железнодорожных переездах. В этом направлении какая ведется работа?

– А это как раз второй главный блок нашей работы. Без сознательного отношения водителей автотранспорта к правилам пересечения переездов вся техническая и эксплуатационная работа на объектах имеет смысл до первого лихача, неопытного или самонадеянного водителя. Такой горе-водитель пренебрегает предупреждающими знаками и становится опасным участником движения.

В апреле текущего года на Западно-Сибирской железной дороге была принята программа мероприятий по повышению уровня безопасности движения на железнодорожных переездах, включающая более 25 разноплановых мероприятий.

Среди традиционных каналов работы – проведение комиссионных обследований технического состояния переездов совместно с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, представителями органов власти и владельцем участка автодороги, а также сотрудниками ГИБДД. К началу лета осмотры проведены на 769 переездах.

Для привлечения внимания граждан к проблеме соблюдения правил дорожного движения на переездах мы используем самые разные возможности – социальная реклама на носителях вдоль автодорог, на видеоэкранах, на автобусах, в средствах массовой информации. Кстати, для журналистов проводим акции, в рамках которых ваши коллеги на себе могут испытать особенности работы представителей разных железнодорожных профессий, например, дежурного по переезду. Считаю, что такие мероприятия дают возможность лучше понять сложность и ответственность обычного для окружающих дела.

Идет планомерное оснащение переездов системами видеофиксации. Активную работу в данном направлении провели на Кузбассе в конце прошлого года, сейчас такая практика стала распространяться повсеместно на магистрали.

Нужно отметить, что на переездах, где были установлены видеорегистраторы, количество нарушений снизилось, а у нас появилась возможность использовать полученные видеозаписи с зафиксированными случаями нарушений в работе с ГИБДД. 

Теперь каждый нарушитель обязательно понесет наказание за свои неправомерные и опасные действия.

В рамках регулярных месячников на переездах ведется широкая профилактическая работа лично с водителями – на каждом таком мероприятии железнодорожники и сотрудники ГИБДД беседуют с автолюбителями, вручают памятку с информацией о безопасном пересечении путей. Кстати, эта работа часто по инициативе самих работников проводится в необычных формах, привлекающих внимание водителей и общественности. Наши работники также посещают автотранспортные предприятия, выходят с сотрудниками ГИБДД в рейды по наиболее грузонапряженным переездам.

И это лишь малая доля проводимой на железной дороге работы по профилактике нарушений и ДТП на переездах.

– А нестандартные решения внедряете?

– Для привлечения внимания водителей, перед глазами которых на дороге мелькает множество раздражающих факторов, приходится внедрять такие решения, которые водитель запомнит.

На переездах устанавливаем дополнительные средства сигнализации – «маяки» желтого цвета. На одном из переездов внедрено инновационное решение – светодиодные устройства, которые в темное время суток проецируют красный сигнал на проезжую часть переезда.

Еще одно, последнее нововведение – экспериментальная объемная разметка, нанесенная перед одним из новосибирских переездов, которая предупреждает водителя о необходимости остановиться. 3D-надпись выполнена краской, используемой для нанесения дорожной разметки, и хорошо видна в ночное время.

На 38 переездах магистрали установлены акустические извещатели повышенной громкости. В адрес владельцев дорог на подходах к 165 переездам, через которые проходят маршруты школьных автобусов, направлены обращения о необходимости обустроить переезды шумовыми полосами. Ряд владельцев в Новосибирском и Алтайском регионах уже дали положительные ответы.

– Неужели при таком основательном подходе к проблеме остаются те, кто сознательно идет на нарушение правил и целенаправленно ставит под угрозу свою и чужие жизни?

– Собственно, мы вернулись к главной проблеме – сознательность граждан и уровень культуры вождения, культуры безопасного поведения на дороге. Западно-Сибирская железная дорога прилагает все усилия для того, чтобы переезды находились в нормативном состоянии, вкладывает средства, ведет профилактическую и разъяснительную работу, наши работники встречаются с водителями, внедряют новые способы донесения информации и предупреждения, фиксации нарушений. Одним словом, мы используем весь массив доступных инструментов.

К сожалению, невозможно полностью обезопасить каждый переезд только техническими способами, как и невозможно уследить за каждым водителем, подьезжающим к переезду. Однако культура безопасного поведения на переездах – это часть общей культуры вождения, формируемой у граждан, и для того чтобы поставленная задача стала наконец разрешимой, необходимо участие всех заинтересованных сторон, всех участников процесса обеспечения безопасности движения.

Мы периодически находим понимание и ощущаем участие в решении проблемы органов власти, ГИБДД и других структур, однако всем вместе нам еще есть над чем работать.

Иван КРУГЛОВ

 
Фоторепортаж