С прищуром на юго-восток

13:00, 31 марта 2017г, Экономика 1173


1
1

Способно ли сельское хозяйство Китая накормить своих граждан и нет ли на полках их магазинов местечка для наших товаров? Эти вопросы полдня обсуждали эксперты Зимней зерновой конференции, состоявшейся в Белокурихе в начале марта.

Сельское хозяйство

Сессия началась с доклада заместителя гендиректора Центра по международным сельскохозяйственным исследованиям Китайской академии сельскохозяйственных наук Не Фэнъин. И уже из ее выступления стало понятно, что у КНР есть проблемы в сельском хозяйстве, но она с ними справится самостоятельно и накормит народ.

Не Фэнъин отметила, что Китай – одна из самых больших стран по производству и потреблению зерна в мире. На него приходится четверть всего мирового производства зерна,  которое выращивается на одной десятой  всей пахотной земли. За 13 лет производство зерна выросло на 43%, до более 600 млн тонн. Его на 96% хватает для прокорма собственного населения, оставшуюся часть закупают. При этом умудряются создавать огромные запасы и даже кое-что экспортировать.

Сельхозпроизводство очень интенсивное. Высокая химизация и механизация позволяют добиваться большой производительности труда и урожайности. Так, средняя урожайность зерна в прошлом году составила 54 центнера с гектара.

В то же время есть в отрасли немало проблем, которые принесли индустриализация и урбанизация страны. Когда Дэн Сяопин начинал свои реформы, в городах жило 20% населения страны, сейчас – 56%, и эта тенденция продолжается. Молодежь уезжает за лучшей жизнью в города, а в селах остаются люди в возрасте и женщины.

Города поглощают пашни. Это особенно заметно на юге, где были очень плодородные почвы, а сейчас там расположены заводы и фабрики. Почвы портятся и из-за чрезмерного внесения удобрений и пестицидов (втрое выше среднемирового показателя), и из-за недостатка влаги. 40% пахотной земли подверглось деградации.

С недавних пор китайским семьям разрешили иметь двоих детей, и это увеличит начавшее сокращаться население. По расчетам, к 2020 году оно вырастет на 20 млн,  до 1,4 млрд человек. Дополнительных едоков надо чем-то кормить. Тем временем себестоимость сельхозпроизводства растет. Это связано с удорожанием техники, горючего и продуктов химизации. Крестьяне, пытаясь компенсировать затраты, требуют повышения закупочных цен на зерно. В месяц в Китае по этому поводу происходит по 20 серьезных выступлений крестьян. Но государство не может поднять их, опасаясь роста цен на продовольствие. Поэтому покрывает крестьянам рост затрат за счет кредитов госбанков, зная, что они невозвратные. И сельхозпроизводство, особенно в северных районах, получается планово-убыточным.

Продовольствие

Между тем компартия ставит задачи по улучшению качества питания населения. «В Китае вся пища делится на две части – основное питание (рис и лапша) и вспомогательное, к которому относятся мясо и различные разносолы, – рассказывает руководитель Школы востоковедения НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Маслов. – И, в принципе, на селе считалось, что надо наедаться основной пищей, а остальное – для вкуса. Сегодня все изменилось: и вспомогательное становится основным».

Особенно хорошо стало питаться городское население. Оно даже включает в свой рацион такой экзотический продукт, как йогурт. Хотя в китайском языке еще нет соответствующего иероглифа, но это вопрос времени.

Потребности во вспомогательной пище удовлетворяет импорт. По данным Алексея Маслова, с 2010 года поступление заграничных продуктов питания выросло с 26 млрд до 54 млрд долларов. Самый большой прирост отмечен по концентрированному молоку (втрое), меньше – по говядине, баранине, свинине, субпродуктам, маслу, молоку. И только импорт курятины и крепких спиртных напитков не изменился.

Основные поставщики продовольствия в Китай – это Европейский союз и страны АСЕАН. Далее по убывающей следуют Новая Зеландия, США, Австралия. Россия в 2015 году поставила на 1,6 млрд долларов, втрое меньше США, и находилась на 8 месте.

Еще одна тенденция – рост интереса городского населения к здоровой пище. Больше половины горожан обращают внимание на качество продуктов и принимают витамины. За последние восемь лет рынок здоровой пищи удвоился и составил около 100 млн долларов. Это, конечно, капля в море. Тем не менее Алексей Маслов советует начинающим российским поставщикам обратить внимание на него и вступить в Ассоциацию зеленой пищи Китая.

Экспорт

Теперь поговорим о том, ждут ли наших экспортеров в Поднебесной.

Глава Ассоциации российского бизнеса в Китае Сергей Колесниченко обратил внимание на то, что у российского бизнеса есть опыт в закупках товаров из Китая и размещении производственных заказов на территории КНР, но в продажах российской продукции китайцам опыта нет. Это и понятно – до недавнего времени весь китайский товар был дешевле российского. Но теперь, когда ослаб рубль, а в Китае растет стоимость рабочей силы, российская продукция становится конкурентоспособной. Осталось научиться ее продавать. «Я знаю только две российские компании, которые давно торгуют в КНР, – рассказывает Сергей Колесниченко. – Одна из них – «Спортмастер». И когда компания вышла на рынок, то наняла главой своего представительства француза, а директором по маркетингу – итальянца».

По мнению Сергея Колесниченко, торговать в Китае вещами умеют европейцы, а продовольствием – австралийцы и американцы. Они многие годы живут и работают там. Поэтому наши бизнесмены, выходя на рынок Китая, нанимают либо европейцев, либо китайцев, но в основном из Гонконга. Потому что они имеют хорошее образование, говорят по-английски и разбираются в тонкостях рынка.

С другой стороны, сегодня российский бизнес нарабатывает компетенции. Например, фирма «Яшкино» продает свои конфеты «Крокант» в упаковке зеленого и фиолетового цветов. Цветовые предпочтения сыграли ключевую роль в популярности этих конфет. Причем компания не проводила больших маркетинговых исследований. Ей просто повезло с внешним видом и вкусом конфет.

Российский бизнес борется в Китае в двух направлениях: как встать на полку и наладить продажи через Интернет. «На полку вставать – процесс дорогой и непростой. Никто, кроме «Яшкино», не добился успеха, занимаясь этим из России. И реально получить результаты можно, только если жить и работать в Китае», – считает Сергей Колесниченко.

Он советовал начинать работу в КНР, открыв небольшую приграничную точку продаж. В приграничной торговле можно пользоваться услугами китайских челноков, которые сумками переносят товар через кордон по 20 раз на дню. Такой товар не отражается в таможенной декларации.

Можно обратиться за помощью в торгпредство и посольство, хотя лучше надеяться на собственные силы. Общеполитические контакты между нашими странами находятся на самом высоком уровне, но это почти не помогает успешному ведению деловых переговоров. Китайцы ведут их долго и очень умело, причем переговоры зачастую заканчиваются ничем. «Китайцы хотят увидеть, насколько надежная и перспективная у вас компания и, самое главное, можно ли заработать на этом товаре», – учил Сергей Колесниченко. В качестве удачных попыток пробиться на рынок КНР он привел компании «Юг Руси – Золотая семечка» и «Макфа». Одна завоевывала доверие китайцев, поставляя растительное масло в праздничных продуктовых наборах, другая продавала свои макароны по себестоимости в Японию. А то, что покупают японцы, для китайцев пример. «В общем, нет ни одной кнопки, нажав на которую будет вам счастье. Есть комбинация движений, которые приводят вас постепенно к результату», – итожит глава Ассоциации российского бизнеса в Китае.

*   *   *

Наше масло под чужой этикеткой

Компания «Юг Сибири», один из активов которой Барнаульский маслоэкстракционный завод, вот уже четвертый год продает в Китай свою продукцию.

Начинали они с продажи цистернами нерафинированных масел, а постепенно завоевали доверие и своей продукцией в мелкой таре.

«Нам несколько повезло в том, что масло для промышленной переработки пользуется в Китае спросом. Там стоят такие же заводы, как у нас, только в пять раз больше. Они рафинируют наше масло и пакуют в свою тару», – рассказал «АП» директор по продажам «Юга Сибири» Максим Степанов.

Он вспомнил, что пришлось завоевывать розничный рынок прежде всего своей настойчивостью, долгими переговорами с потенциальными покупателями и их тщательным отбором: «Когда договаривались с их ретейлерами, то упирали на то, что мы крупнейший поставщик в Китай сырых масел и о нашей репутации можно поинтересоваться на китайских заводах. Китайцы доверяют компаниям, у которых есть имя».

Максим Степанов не советует предпринимателям открывать в Китае свое представительство, считая, что это дорого и неэффективно. Лучше управлять продажами из России.

Говоря о планах, директор по продажам «Юга Сибири» отметил, что компания постепенно увеличивает поставки в Китай фасованных масел, расширяя круг покупателей. При этом не гнушаются производить продукцию под чужой маркой, и это помогает им присутствовать в Поднебесной. «Там наш продукт, в нашей бутылке, пусть не с нашей этикеткой, но, используя эффект реноме, мы увеличиваем продажи», – обозначил позицию компании Максим Степанов.

Фоторепортаж