Рождество по-винокуровски

16:00, 06 января 2018г, Общество 3189


1
1

В краеведческом музее Камня-на-Оби возродили традиции проведения рождественских елок, которые еще до революции устраивались в богатом купеческом особняке купца Адриана Винокурова.

Если прислушаться

Еще далеко до мировых потрясений, Гражданской войны и голода. В винокуровском особняке звенят фортепианные аккорды, беззаботно поют дети, уютно потрескивают свечи в канделябрах.

Стоит замереть, сосредоточиться – и услышишь, кажется, звуки старинного пианино и голоса крестьянских детей, поющих «В лесу родилась елочка». Песне этой уже 114 лет! Написана она была к Рождеству, это уже в советское время ее сделали символом Нового года. Время состарило здание, но каким-то образом пощадило светлый флер умиротворения, за который мы и любим новогодние праздники.

– По воспоминаниям старожилов города, Адриан Ильич Винокуров был человеком весьма доброжелательным, простым, несмотря на свое положение в местном обществе. Любил музыку, общение с людьми. Традиция проведения рождественских музыкальных вечеров в доме Винокуровых удивительна уже хотя бы тем, что его хозяин – выходец из крестьян, – рассказывает методист музея Юлия Белякова. – Он тяготел к искусствам, дал музыкальное образование и своим детям. На елку приглашались ребятишки без оглядки на сословия. Рождество в дореволюционной России считалось главным и любимым народом праздником. Новый год стали отмечать уже после.

Странно даже представить, что елка в качестве праздничного дерева трудно приживалась в русской бытовой культуре. Ставили ее лишь у питейных заведений да в богатых домах. Высоченная, в потолок, ель была украшением главной залы на втором этаже купеческого дома. Ее наряжали конфетами, баранками, пряниками. Дело было не только и не столько в дороговизне елочных украшений. Эти сладости в конце праздника раздавались детям из бедных семей.

Самая старинная игрушка экспозиции – Дед Мороз, выпущенный в начале ХХ века, мягкий, с ватой внутри. Юлия Белякова берет его в руки невероятно осторожно, говорит, они с коллегами берегут его пуще ока, поскольку отреставрировать такой раритет очень сложно.

Купчихи-аристократки

Адриан Ильич умер в 1909 году, ненадолго пережила мужа и Александра Семеновна Винокурова. Их дети, гонимые революцией, разъехались кто куда. На Алтае остался только сын Саша, он переехал в Тюменцево, на родину отца, и посвятил остаток своей короткой жизни разведению рысаков на конезаводе. В Гражданскую Александра Адриановича расстреляли белогвардейцы за то, что отказался отдать военным племенных жеребцов.

Родион, Степан и Василий эмигрировали в Китай, занялись бизнесом. Дочь Феозва, утонченная красавица с мраморной кожей, больше похожая на аристократку, нежели на розовощекую купчиху, еще до революции вышла замуж за владельца первого в Камне-на-Оби электротеатра «Лира» и фотоателье Всеволода Петкевича и после 1917 года уехала с ним в Париж.

В 90-е годы ХХ века в Россию приезжала внучка Адриана Ильича – Лидия Родионовна. Побывала в родовом особняке, всплакнула над музейными экспозициями со старыми фотографиями.

Красивая, интеллигентная, умная – так описывают необычную посетительницу сотрудники музея. Из Китая ее семья перебралась в Париж с горсткой бриллиантов. Она хотела вернуть родовое здание, вкладывать фамильные средства в Россию. Если бы еще не ее преклонный возраст… Хотя сама наследница купца Винокурова ходила по улицам Камня-на-Оби на высокой шпильке и ни в какую не хотела переобуться в более удобную обувь. Говорила: «Я молодая, пока на каблуках».

Напророченная судьба

На стенах особняка – множество фотографий дружной музыкальной семьи. На наше счастье, Винокуровы любили фиксировать семейные события. Удовольствие это в начале ХХ века было столь дорогим, что обычные семьи позволяли его себе по очень значимым поводам, свадьбы, например, или смерти родственника. В связи с этим несколько слов о жутком обычае, перекочевавшем в Россию из Европы. Покойного наряжали, усаживали рядом с улыбающимися живыми, делали снимок и только потом провожали в последний путь. Во многих семейных альбомах Алтая хранились такие снимки.

Судьба у здания, построенного в 1906 году, особая, словно напророченная первым его владельцем, предпринимателем и просветителем Адрианом Винокуровым, бесплатно обучавшим бедных детей искусствам, в том числе и музыке. После революции здесь обретали кров учебные заведения – школы, техникумы, а в годы Великой Отечественной войны сюда эвакуировали Воронежский сельхозинститут. Тридцать лет назад купеческий особняк стал домом для музея, живущего духом просветительства, как известно.

О былом великолепии двухэтажного особняка из красного кирпича с резными башенками и причудливыми шпилями напоминают лепнина и простор залов с высоченными потолками. Юлия Белякова рассказывает, что во время мероприятий в нем запросто размещается до ста гостей. Вот и новый, 2018 год там встретили весело, с шарадами, интеллектуальными играми, музыкой и песнями, так, как это делали во время рождественских праздников при купце Адриане Винокурове. Детям, конечно, было невдомек, что сотрудники музея и власти города уже подготовили документы, необходимые для придания особняку статуса памятника культуры федерального значения. Винокуровский дом нуждается в капитальном ремонте, и в рамках краевой инвестиционной программы на эти цели предусмотрено на условиях софинансирования около 9 миллионов рублей, 7 миллионов – средства регионального бюджета, остальное – доля муниципалитета.

Фоторепортаж