Рабочие войны

16:11, 18 мая 2017г, Общество 2277


1
1

Не каждому на фронте выпало подниматься в атаку, бить по врагу из орудия, трястись по исковерканному разрывами снарядов полю в железной коробке танка или бомбить на бреющем полете Ил-2. Чтобы обеспечить сражающихся бойцов всем необходимым, дать фронту дышать в полную силу, за линией окопов работало множество людей. В военной форме и без нее. Так было и на Карельском фронте, где в годы Великой Отечественной войны довелось служить многим нашим землякам.

По воспоминаниям барнаульца Семена Булаева, во время войны ещё парнишкой он работал слесарем на железной дороге на станции Озерки. Когда ему исполнилось 17, Семена и еще нескольких ребят и девушек из нашего края – он запомнил Марию Алтунину – отправили в Карелию обслуживать тогда прифронтовую Кировскую железную дорогу.

Враг стремился вывести её из строя, чтобы сорвать переброску резервов на Карельский фронт, отрезать незамерзающий Мурманский порт от центра страны. Магистраль подвергалась систематическим бомбардировкам, в её район засылались диверсионные группы. За годы войны на дорогу было совершено 2800 воздушных налётов, сброшено более 90 тысяч авиабомб.

Забрасывая Кировскую железную дорогу бомбами и снарядами, гитлеровское командование было уверено, что вся ее техника, включая рельсовый путь, будет разрушена, хозяйственные связи с Большой землей прервутся, а движение поездов остановится. Взрывались мосты, здания, насыпи, рельсовый путь, стрелочные переводы, депо, вокзалы... Но круглые сутки без перерывов восстанавливали разрушенные пути и сооружения специальные военно-строительные подразделения и путейцы Кировской дороги. Одним из этих упорных и мужественных людей был Семен Булаев.

Нужно сказать, что труженики Алтайского края старались, чем могли, помочь работникам Кировской «железки». В одном из документов времен Великой Отечественной можно прочесть, что «предприятия края за счет внутренних ресурсов подготовили для мастеров-ремонтников Карельского фронта 400 сумок с инструментами».

Семен Федорович вспоминал, как однажды в поезде, который вез военных моряков, он в одном из вагонов обнаружил неисправность, нашел трещину в вале. Отправление поезда пришлось задержать, и нетерпеливые флотские стали ругаться: ехать надо быстрее, а этот тормозит. А потом кто-то сказал: «Ребята, вы чего? Он ведь нам жизнь спас…» И крики возмущения сменились словами благодарности.

Ставший в 18 лет поездным мастером, Булаев не раз сопровождал поезда с грузами, честно выполняя свой долг. Ему повезло, в 1946 году вернулся домой на Алтай, а многие его товарищи-железнодорожники погибли на трудовом фронте той далекой и безмерно страшной войны.

Марьяна Елисеева (после замужества ставшая Марфиной) в начале лета 1943 года была молоденькой учительницей в своей родной Калманке. В июле она получила повестку о призыве в армию.

Попав на Карельский фронт,  хорошо образованная по тем временам девушка стала военным цензором. С 1944 года работала контролером первой категории в отделении военной цензуры НКГБ № 138.

В представлении ее к боевой медали написано: «За время работы проявила себя исключительно с положительной стороны. За время боевых операций нашей Армии тов. Елисеева имеет лучшие показатели в работе по обслуживанию бойцов и командиров Красной Армии. За хорошие качественные и количественные показатели в обработке воинской корреспонденции достойна представления к правительственной награде – медали «За боевые заслуги». Марьяна Семеновна была награждена также медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией».

Как и Марьяна Елисеева,  медалью «За боевые заслуги» был награжден барнаулец Лев Островский. Красноармеец, певец и кукловод ансамбля песни и 7-й армии Карельского фронта. В кратком изложении личного боевого опыта, или заслуг, говорилось: «Тов. Островский Л.М. работает в Армейском ансамбле песни и пляски со дня его организации. Проявил себя талантливым художником и оформителем всех концертных программ ансамбля. Куклы его работы благодаря яркому сатирическому сходству пользуются огромным успехом у зрителей. Хороший певец, честный и исполнительный работник. За короткий срок хорошо оформил выставку на тему: «Опыт партполитработы в наступательном бою». При этом проявил исключительную работоспособность и активность. Тов. Островский Л.М. достоин правительственной награды – медали «За боевые заслуги».

Наш земляк Евгений Михайлович Буераков в июле 1941 года стал курсантом военного училища, в 1943-м попал на Карельский фронт. Был командиром радиовзвода, затем командиром штабного взвода и штабной роты. Такие подразделения не находятся в непосредственной близости от окопов, и тем не менее под огнем Евгению Буеракову побывать довелось, и не один раз.

Лейтенант 234-го отдельного батальона связи 104-й стрелковой дивизии Е.М. Буераков был представлен к ордену Красной Звезды. В наградном листе говорилось: «В период боя 28-29 января 1945 года в деревне Кадь, когда танки противника окружили командный пункт дивизии, тов. Буераков беспрерывно руководил работой узла связи. Организовал его оборону. С 11 по 15 февраля 1945 года в бою за деревню Чес в трудных условиях боя поддерживал бесперебойную связь на узле связи. Личным примером увлекал подчиненных. Под непрерывным огнем танков и артиллерии противника при восстановлении оторванных линий лично шесть раз восстанавливал связь. При выходе из строя радиста сам сел за радиостанцию и в течение шести часов поддерживал связь с полками. 15 февраля при выходе из боя из района Чес сумел вынести все приданные ему средства связи». Среди боевых наград Евгения Михайловича есть также медали «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией».

Уже после Победы он был награжден орденом Отечественной войны II степени, а трудовые достижения Евгения Михайловича Буеракова были отмечены орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, Золотой медалью ВДНХ СССР.

Фоторепортаж
Блоги