Путейская судьба

15:00, 10 декабря 2017г, Общество 1530


1
1

«Трудовой стаж полторы тысячи лет?! Должно быть, это ошибка. Не может такого быть», – не я одна так подумала, когда во время экскурсии в Музей истории Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги именно эту цифру озвучил Геннадий Корягин, представитель самой большой в Сибири династии железнодорожников Корягиных – Митрюковых.

Два рода

Геннадий Никитович посмеивается над нашим неверием: «Считайте сами, более семисот лет – за Митрюковыми, по маминой линии, и еще примерно столько же – за отцовским родом Корягиных. Это я еще не считаю девчонок, которые замуж вышли да уехали из Алтайского края».

Если вести счет с 1912 года, с основания чугунки, железнодорожной трассы Новониколаевск – Семипалатинск, проходящей через Барнаул, тогда все сходится.

Новая ветка не только соединила тогда друг с другом города и села – она изменила патриархальный уклад жизни. По императорскому указу жителей округи, прилегающей к железной дороге на десять верст, обязывали участвовать в строительстве ветки и станционных поселков. По уроку призывали крестьян вместе с лошадьми, телегами и инструментом. Против закона не пойдешь, сельские старосты определяли рекрутов, стараясь минимизировать урон хозяйствам и подворьям, требующим мужских рук. За отработку урочных на стройке хорошо платили. Так, занятые на выемке грунта получали за день рублей по восемь. За эти деньги в начале ХХ века можно было купить овцу. Обедали работники за казенный счет.

Крестьянин из села Большое Панюшово Алейского уезда Кузьма Корягин отработал пять месяцев, а вернувшись с «уроку» к земле, рассказывал детям о «телегах на железном ходу». Его десятилетний сын Никита, совсем мужик по деревенским меркам, впечатлившись отцовскими историями, решил, что будет работать на железной дороге.

Крестьянину Алексею Митрюкову положено было отработать четыре месяца, но начальник путейской части, подметив, как тот с лошадьми управляется, уговорил его остаться. Парень правил без кнута, имея особый подход к гнедым да каурым. Новый личный кучер возил начальника путейской части Алейской дистанции и в Барнаул стройку смотреть. В апреле 1914 года там уже достраивали станцию с паровозным депо, возводили вокзал. Масштабы поражали крестьянскую душу. Зал ожидания на 50 пассажиров! И паровоз, который вместо лошадей и телег 25 тысяч пудов тянет.

Железная дорога переплела два рода. В 1924 году Никита Корягин женился на Анне, дочери Алексея Митрюкова, не зная еще, что их дети, снохи, внуки, правнуки и праправнуки будут водить паровозы и тепловозы, обслуживать поезда, отвечать за безопасность движения, лечить жителей станционных поселков.

Вот такую простую и красивую историю рассказал во время экскурсии школьникам и лицеистам Геннадий Корягин, внук Алексея и Кузьмы.

«Дяденька, пустите!»

Поезда водили все братья Геннадия Никитовича – Николай, Анатолий, Алексей, Юрий.

– Железная дорога – это все, что мы видели с рождения. Дед Алексей служил при путейской части до самой смерти в 1946 году, прямо на работе и умер. Мой отец был дежурным по станции. Мама в войну сигналистом работала. Они рассказывали – я впитывал. Семилетним бегал смотреть, как паровоз заходит на круг, просил машиниста: «Дяденька, пустите!» Пускали. Когда в школе учился, брат Толя меня часто на паровоз брал. Однажды я устроил на чердаке паровозную топку, поджег дрова как положено. Дом не спалил, но от бати тогда досталось, – вспоминает ветеран.

В начале 60-х мечта юноши сбылась. Окончив железнодорожный техникум, он пришел на железную дорогу. Со временем стал машинистом-инструктором, учил тонкостям профессии молодежь. Удостоился знака Министерства путей сообщения «1 000 000 километров безаварийного пробега». Когда в помине еще не было электронных тренажеров, создал прибор для тестирования машинистов. На его глазах прошла эволюция силовых машин от паровозов до тепло- и электровозов. Потомственный железнодорожник – автор повестей и рассказов о профессии, сам Марк Юдалевич писал к его книгам предисловия. Вот строки из корягинской «Оды паровозу»: «…его, жалея, вытирали чисто и мазали подшипники машин чумазые ребята-машинисты. И вот теперь он выше всех стоит. Готов бежать в дорогу по привычке. Ему гудками тепловоз басит и вторит дискантом, как внучка, электричка...»

В рассказе «Правое крыло» Геннадий Корягин описал трагедию, свидетелем которой стал еще ребенком. В 1956 году под Алейском паровоз врезался в застрявший на путях бульдозер.

– Машиниста дядю Володю Бабкина я хорошо знал, он часто меня подвозил. Накануне ЧП он принял паровоз от моего брата Юрия, – рассказывает Геннадий Никитович. – Удар от столкновения был такой силы, что взорвались котлы. Кочегара и помощника машиниста засыпало горящим углем, они живьем сгорели. Дядю Володю выбросило из кабины паром. Обожженный с ног до головы, он бросился спасать товарищей. Из груды железа его вытащили, он еще дышал, но умер в больнице. Так всю бригаду втроем и похоронили. После этого мама все просила меня не идти в машинисты, уговаривала поступать на агронома.

Сто династий

Все представители большого рода связаны с железной дорогой. Сегодня уже начинает свой профессиональный путь самый младший из прапраправнуков деда Алексея – Вячеслав Милованов.

– Нет в Сибири железнодорожной династии круче Корягиных – Митрюковых, – констатирует заведующая Музеем истории Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги Ольга Рогожникова. – Среди них – машинисты, врачи, связисты, управленцы, логистики… Но это не единственная семья с богатой историей. От строительства дороги берут начало Целовальниковы, Николаевы, Поповы. У нас работают около 100 династий с пятисотлетним стажем, они основа коллектива, его гордость. Знаете, когда профориентация наиболее эффективна? Когда дети, которые приходят к нам на экскурсии, слушают затаив дыхание рассказы заслуженных людей о профессии, как сегодня. Так появляется интерес, возможно, и сегодня кто-то из наших юных посетителей определится с жизненным выбором.

Очередную экскурсию Ольга Викторовна проводит для учащихся школы № 109 поселка Новомихайловка и Барнаульского лицея железнодорожного транспорта, уже выбравших профессию. Неизвестная им эпоха паровозов подарила открытия. Так, чтобы пассажирский поезд дошел от Барнаула до Новосибирска, кочегар должен был перекидать в топку 20 тонн угля.

Геннадий Никитович рассказывал о своей жизни, а лицеисты восхищенно перешептывались: «Крутой дед!» Первокурсник Максим Чернышев явно озадачен таким колоссальным стажем:

– Это сколько же поколений на железной дороге работало и работает! Я первый представитель профессии в своей семье, надеюсь, не последний. Тоже постараюсь основать династию, во всяком случае, пусть она с меня начнется. С детства путешествовал с родителями на поездах и мечтал, что когда-нибудь сам буду водить эти махины. Мне очень нравится, жду не дождусь августа 2018 года, когда начнется наша первая практика.

Заместителю директора центра занятости населения УСЗН по городу Барнаулу Александру Раченкову тоже удалось ошеломить статистикой. В 2017 году в Алтайском крае прошло более 700 профориентационных экскурсий, их участниками стали около 12 тысяч человек. Традиция знакомить ребят с миром профессий в общении с профессионалами интерактивна по своей сути.

– Важно, что такая работа помогает предопределять профессиональные предпочтения, – подчеркнул Раченков. – Бывает, молодой человек понимает, что ошибся с выбором, уже окончив учебное заведение. Наша задача – в сотрудничестве с работодателями развить ребячий интерес к той или иной сфере деятельности, замотивировать их на достижение результата, предоставить всю информацию, в том числе и из первых уст, как сегодня, чтобы школьники могли ею воспользоваться в недалеком будущем. Без вовлеченности и интереса результата не будет. Чем чаще мы проводим такие встречи, тем он выше. Об успехе мы говорим, когда вчерашний школьник приходит в профессию, развивается, формирует династию, перенимает опыт, чтобы в свое время передать его молодым.

Александр ВОЛОБУЕВ (фото)

Фоторепортаж