Птенцы гнезда «Алтайки»

13:10, 12 августа 2017г, Хроники «АП» 1944


1
1

«АП» дала старт многим талантам, причем не только на ниве журналистики. Целого номера не хватит, чтобы рассказать о всех знаковых для российской культуры персонах – птенцах гнезда «Алтайки». Вспомним хотя бы некоторых…

Наверное, нет в нашем крае ни одной читающей семьи, в которой бы не знали имен Ивана Кудинова или Марка Юдалевича: на их книгах воспитано не одно поколение. А еще читают на Алтае и за его пределами произведения Анатолия Кирилина и Станислава Вторушина, Вячеслава Чиликина и Анатолия Муравлева, Валерия Слободчикова и Константина Сомова, а также многих других… Тех, кого объединяет одно: их судьбы были связаны раньше или соединены сейчас с судьбой «Алтайской правды».

Но это или современные нам литераторы, или представители не такого уж далекого прошлого. Не так давно мы открыли для себя и читателей Михаила Абрамова – замечательного автора, бывшего редактором газеты… шестьдесят лет назад. Но сколько нам открытий чудных еще предстоит. Ведь были ж люди в… другие времена! Нужно, очень нужно вернуть их имена из забвения. Потому что творения их достойны внимания читателей.

Правда жизни

Что, например, мы знаем о Вилисе Лацисе? Совсем немного... А ведь начинал замечательный советский писатель рассыльным в «Голосе труда»! А Илья Модзалевский?.. Он работал в 1922-м редактором «Красного Алтая»! Был не только журналистом, но и поэтом. В 1914-м публиковался в знаменитом «Алтайском альманахе», вышедшем под редакцией Г. Гребенщикова. Трудился в «Омском слове» и «Жизни Алтая». В любимой до революции газете барнаульцев он выступал как лирический поэт, театральный критик, вел постоянную рубрику «Барнаул у мирового». В ней он описывал сцены из быта обывателей, происходившие в камерах мировых судей города. В начале двадцатых годов прошлого века Модзалевский был редактором семипалатинской губернской «Степной газеты», потом – заведующим подотделом печати Крымобкома ВКП(б). В конце двадцатых трудился в редакционном совете газеты «Автономная Якутия». Затем след его теряется…

Илья Мухачев родился в Бийске, с 14 лет работал лесорубом, кожевником, печником, землекопом, принимал участие в Гражданской войне. Печататься начал с 1924-го. В 1926 году переехал в Барнаул, работал в газете «Красный Алтай». В этом же году вышла его первая книга стихов «Чуйский тракт»…

На родине Мухачева его имя носит улица.

«Хорошая военная проза от совершенно неизвестного мне советского автора. «Грозовой август» – это одна из немногочисленных художественных книг, посвященных войне на Дальнем Востоке, и, наверное, единственная из известных мне, написанная о Забайкальском фронте и броске частей 6-й гвардейской танковой армии через Большой Хинган. По зарисовкам солдатского быта, по описанию боев, по природным пейзажам Забайкалья, Хингана и Маньчжурии понимаешь: так достоверно описать их мог только очевидец, воевавший в этих местах» – вот какой отзыв знатока военной прозы я нашла в Интернете. И кто автор упомянутой замечательной книги? Бывший сотрудник «АП» Алексей Котенев, действительно участвовавший в войне с Японией и 20 лет проработавший в «Красной звезде»!

Скажи, дорогой читатель, а был бы тебе интересен человек, много видевший? Нет, даже не видевший, а испытавший на себе? Представь парнишку, который в 14 лет работает токарем на Горьковской МТС и учится в вечерней школе с. Солоновка. Или юношу, который в 18 отправляется в экспедицию на Крайний Север и трудится рабочим отряда управления геодезии в том самом селе Оленек, где зимой температура воздуха может опускаться до -60? Можешь себе вообразить мужественного молодого человека, который работает сначала мотористом, потом механиком на теплоходе «Передовик» – и не где-нибудь, а на Анабаре, впадающем в море Лаптевых? На том самом Анабаре, в бассейне которого расположены месторождения алмазов. И снова представь себе молодого токаря Рубцовского ремзавода… завотделом рубцовской газеты… собкора «Алтайки»… замдиректора Рубцовской студии телевидения… Ты ведь догадался, читатель, что речь идет об одном человеке? И этот человек, Геннадий Комраков, окончил Литинститут, из «АП» его пригласили работать в «Известия». Он стал писателем… Теперь – в какой уж раз – представь, о чем и как он писал свои книги. Ведь ты больше не станешь удивляться тому, что книги наших авторов не оставляют равнодушными?

Город юности

Но не только писателями становились журналисты «АП». Юрий Черниченко... Кому из представителей старшего поколения не знакомо это имя? Особенно в нашем аграрном крае. Но многие ль знали, смотря «Сельский час», что его ведущий тоже наш?!

Сын агронома, погибшего в 1942-м, Юрий Черниченко окончил филфак Кишиневского университета. Проработав пару лет в «Советской Молдавии», он уволился весной 1955-го «в связи с желанием ехать на освоение целинных земель». А ведь у Черниченко к этому времени уже была семья: жена работала в кишиневской школе, сын подрастал… Но уже 30 марта 1955-го Черниченко зачислили собкором «АП» по Ребрихинскому, Павловскому и Шелаболихинскому районам.

В своей исповедальной книге «Время ужина» Юрий Дмитриевич назвал себя писарем-летописцем при аграрном цехе. Народный депутат СССР, член Совета Федерации, председатель Крестьянской партии России – вот кем был Черниченко. И «великий раздражитель», в своих очерках осмеливавшийся критиковать громадье планов ЦК КПСС, – это тоже был он…

Совсем молодым, 22-летним, после окончания журфака УрГУ приехал в Барнаул в 1959-м Геннадий Шеваров. Становление журналиста прошло в «Молодежи Алтая» и «Алтайской правде». Он был блистательным репортером.

Почему был? Потому что позже Шеваров стал сценаристом и режиссером документального кино, секретарем Союза кинематографистов РФ, главным редактором Свердловской киностудии, художественным руководителем студии документальных фильмов «А-Фильм» (Екатеринбург), доцентом родного вуза, лауреатом множества всесоюзных, российских и международных кинофестивалей. По сценариям Геннадия Шеварова снято более 60 документальных фильмов, он режиссер порядка 40 картин.

В его книге «Я видел, я слышал, я помню...» есть и материалы, опубликованные в «Алтайке». Конечно же, край, в котором он состоялся как журналист, Шеваров не забыл. Вот что он написал:

«Здравствуй, город моей журналистской юности Барнаул! Когда-то мы пели «У меня есть сердце, а у сердца – песня, а у песни – тайна...» Моя тайна – ул. Короленко, 105. Длинный, общий на две наши редакции – «Молодежь Алтая», «Алтайская правда» – коридор…

Моя «Алтайская правда», «Алтайка» – это 1965 – 68 годы, десятки репортажей и очерков, сценарии фильмов, интервью... Не забыть мне дорогих людей тех лет – академика Михаила Лисавенко, пианистку Веру Лотар-Шевченко, балтийского моряка, участника штурма Зимнего Михаила Пантюхова, фронтовика Тимофея Татарникова, бийского ветерана Ивана Исыпова, чабана Джолтай Джекенову, учителя Степана Титова и его сына – космонавта Германа Титова, врача-психолога отряда космонавтов Владимира Лебедева, балетмейстера Макса Миксера, ученого-орнитолога Эдуарда Ирисова... Вы поняли – не могу остановиться. Каждая такая встреча – отметина в сердце. И, само собой, в памяти сердца – товарищи, с которыми работал в «Алтайке»: Осипов, Окунев, Прилипченко, Гусельников, Урюпин, Кирясов, Калинин, Гурович, Анисимова, Комраков... Простите, всех... нет, уже не перечислю. Всем поклон!

Сердце-песня-тайна... Это лично моя тайна – «Алтайская правда»… Здоровья и благополучия одной из самых достойных в советской – российской печати газете!»

Фоторепортаж