Признания современников

16:00, 31 июля 2015г, Культура 1291


Признания современников Фото №1

Сростки – это всегда сюрпризы. Хотя программа заключительной части Шукшинских дней почти не меняется, детали каждый раз делают этот праздник особенным

В этом году, кстати, было кое-что совершенно новое: у фестиваля появилась молодежная спецпрограмма под названием «Странные люди». На самом деле участвовали в ней вовсе даже прекрасные люди – в течение четырех дней встречи, лаборатории, мастер-классы и презентации проводили известный график и дизайнер Андрей Логвин, режиссеры Михаил Угаров, Алексей Федорченко. 

Большинство людей, приезжающих в Сростки и поднимающихся на гору Пикет, по-прежнему ждут свидетельства тех, кто лично знал Шукшина. В этом году воспоминаниями о нашем земляке поделились актер и режиссер Сергей Никоненко и фотограф Анатолий Ковтун, автор единственного большого фотоочерка о Василии Макаровиче. Первый привез на Алтай свой новый фильм (уже третий, снятый им по трем рассказам Шукшина). Второй – замечательную фотовыставку, на которой представлены как известные, так и мало кем виденные снимки, а также самые трепетные и восторженные воспоминания.

А Сергей Никоненко, понимая, что журналисты ждут от него мемуаров, несколько снизил пафос, рассказав массу забавных историй. О том, как Шукшин, недавний выпускник ВГИКа, еще не снявший в тот момент ни одного фильма и не опубликовавший ни одного рассказа, вынужден был ночевать у своих московских друзей и несколько раз ночевал у самого Сергея Петровича. Как призывал серьезнейшим образом отнестись к роли Есенина – любимого своего поэта. Или как проходили кинопробы для фильма «Странные люди» 1970 года, в котором Сергей Никоненко сыграл одну из ролей: Василий Макарович отправил актера в костюмерную, где ему пришлось самому подбирать себе костюм исходя из понимания образа. В этом, собственно, и заключались кинопробы да и вообще шукшинский метод режиссуры – «провокационный, но очень полезный», как заметил Сергей Никоненко.

«К своему стыду, могу признаться, что я, возможно, самым последним из окружения Василия Макаровича при его жизни понял, что он серьезный писатель. Казалось, что серьезные писатели – они где-то там, а человек, который в свое время лазил в общежитие ВГИКа через окно первого этажа, потому что вахтер его не пускал, – разве такие писатели бывают? Он уже печатался в самом престижном, на мой взгляд, журнале «Новый мир», где главным редактором был Твардовский, но у меня все равно как-то не сходилось. И, только прочитав рассказ «Материнское сердце», я все понял. Помню, где-то через день встретил его на Киностудии им. Горького и говорю: «Вася! Ты ж писатель!» – как он хохотал, если бы вы знали! Понял, что и до меня дошло». Вот такое признание современника.

 
Фоторепортаж