Прикоснуться к благодати

17:00, 07 июля 2017г, Общество 1369


1
1

В этом году Коробейниковский крестный ход собрал под свои стяги более 2 тысяч паломников. Они прошли под палящим солнцем и дождем более 200 километров, преодолев этот путь за семь дней.

Традиция крепнет

25 июня у бывшего кафедрального собора, расположенного в Барнауле на ул. Никитина, с раннего утра толпился народ с огромными баулами. Верующие собирались в путь, чтобы поклониться Коробейниковской Казанской иконе Божией Матери. Эта традиция сложилась на Алтае 19 лет назад и с тех пор только крепнет.

Старожилы вспоминают, что в первый год паломники несли все на себе, ночевали в степи, шагали не по автотрассам, а по полевым дорогам. А сейчас крестный ход приобрел более цивилизованный статус: палатки, крупные вещи складывают в огромный крытый грузовик, паломников сопровождают в пути два автобуса, две полевые кухни и походный храм с колоколенкой.

– Это же не туристический поход, – объясняет мне одна из опытных участниц крестного хода. – Суть крестного хода состоит в том, чтобы набраться Божьей благодати. Духовно очиститься.

Вот уже и построились, и вышли на Красноармейский проспект, движение перекрыто. Колонну сопровождают экипажи ГАИ. Паломники громко поют Иисусову молитву, горожане останавливаются, чтобы сделать снимки необычного шествия. А некоторые, зная о предстоящем событии наперед, облачились в праздничные наряды, надели иконки на шею и молятся по обочинам дорог за легкий путь для крестоходцев.

Преодолев путь до кафе «У Григорича», по команде Константина Филатова, бессменного руководителя крестного хода, все делают первую остановку. На площади за кафе выставлены большие столы с овощами, печеньем и хлебом. Люди запасаются продуктами впрок, путь до Бураново, где предстоит первая ночевка, не близкий. Вышли на автотрассу, накрапывает легкий дождичек, идти легко.

К вечеру, часам к семи, мы добрались до деревни, на ночевку, как всегда, определили в сельскую школу. У входа нас встречали прихожане местного храма. Рассказывали, что у них маленькое, приспособленное для храма помещение, в которое все паломники уж точно не войдут, поэтому молебен придется служить на улице возле школы. Немного отдохнув, крестоносцы начали ставить палатки, собирать нехитрую снедь на старенькие покрывала, раскинутые прямо на траве. Особенно вкусны после трудной дороги деревенский хлеб и постный супчик из походной кухни.

Песни Цоя у костра

Запомнилась в этот раз остановка в Усть-Чарышской Пристани.

На ночевку расположились на территории храма Иоанна Кронштадтского. Недалеко от старой действующей церкви вырос новый величавый храм из красного кирпича. Утром 30 июня, перед тем как двинуться в путь, поднимали золоченый купол храма. Такой красивый и огромный! Высота купола 8 метров, а диаметр в самом широком месте – 5,4 метра. Он состоит из небольших стальных пластинок, которые строители называют шашечками, покрыты они тончайшим слоем золотой краски. На праздничную службу по случаю установления купола прибыл митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Для верующих водружение купола на храм – огромное событие.

Отец Никандр, настоятель церкви Иоанна Кронштадтского, обожаемый паствой за упорство в строительстве храма, говорит:

– Строительство храма объединяет народ вокруг доброго дела. Вот всем миром и построили.

Одна из прихожанок, услышав, сказала:

– Это он скромничает, пять лет по крохам пожертвования собирает, чтобы храм выстроить, не в каждом селе такой увидишь. Это ж сколько терпения надо!

В Елбанке Усть-Пристанского района одна из последних остановок крестного хода. Там по традиции православная молодежь играет в футбол с местными.

– В прошлом году наши выиграли, а в этом – местные, мы болели за своих. У наших крестоходцев после дороги с глиной и булыжниками все ноги стерты, да и силы не те. Но, как говорится, победил сильнейший. Потом мы с местными до пяти утра пели песни у костра разные: духовные, народные и современные, Виктора Цоя, например, – рассказывает инок Феодосий из Ксение-Покровского женского монастыря Славгородской епархии.

Феодосий живет при монастыре уже три года начиная с 17 лет. Он и звонарь, и певчий, и алтарник. Парень из семьи верующих, поэтому к выбору сына родители отнеслись спокойно.

– Хочу стать священником. Я ездил в Киево-Печерскую лавру, беседовал со старцем, он сказал: «Богу нужно служить», – говорит он.

Сподвиг на участие в крестном ходе его семидесятилетний всеми любимый старец Кирион.

– Однажды зимой, когда еще учился в Барнаульской семинарии, выхожу на улицу, а он мне говорит: «Поздравляю, скоро крестный ход!» Я ему ответил, что не собираюсь туда, думаю: зачем ноги портить? А потом взглянул на икону Божией Матери и стыдно стало. Как же так, раз сказали, надо идти.

В Коробейниково подружилась с семьей художников Даруевых из Санкт-Петербурга. Заприметила их еще с Усть-Чарышской Пристани. Мама Анастасия, наша землячка, с дочерьми Устиньей, Евдокией и Лидией продавала у церкви открытки с житиями святых.

– Писали жития по заказу отца Никандра. Это житие праведной Олюшки, Домнушки, Иоанна Кронштадтского, а вот Серафим Саровский. Тексты сами составляли, собирая информацию по крупицам, а картины рисовали дети.

Рядом с мамой стоит дочка Дуня:

– Рисовать было трудно – делать эскизы, наброски, в общем, папа помогал мне и Лиде.

Пока мама усыпляла младшенькую, Устинью, девчонки взяли короб и пошли вокруг церкви, чтобы продать хотя бы часть своих работ. Дело не спорилось, уставшие и поиздержавшиеся в дороге паломники неохотно доставали кошельки. Я вызвалась помочь, совершив полный круг.

Небо стало светлее

Как правило, женщины, расчувствовавшись, лезли в сумки за пятидесятками, а некоторые рассказывали свои истории, связанные с местными святыми.

Рядом с селом Коробейниково могила местной святой Домнушки. Как правило, участники крестного хода заворачивают к ней на обратной дороге.

Вот что нам рассказала одна из паломниц об одной из таких поездок:

– Однажды мы со знакомыми отправились на поиски могилки не зная, где она, наверняка. Только вышли на лесную тропинку, слышим: мужской хор священников поет. Я спрашиваю у мужа: «Толя, ты это тоже слышишь?» Он кивает. Нас было девять человек, и все слышали голоса. Увидели развилку, хор пел слева, мы туда и свернули, прямиком выйдя к могилке.

Реализовав картинок десять по дороге, мы вернулись на прежнее место, к Анастасии, разговорились, как вдруг обнаружили, что пропала Устинья. Обежав весь паломнический городок на три раза, сестры обнаружили ее, игравшую со сверстником, в одной из палаток.

Весь день они провели в церковной лавке, набивая камушками карманы и гоняясь друг за другом. Посмотришь на них – и все заботы про палатку и спальник, намокший после короткой дождевой бури, пронесшейся по селу сразу после нашего прихода в Коробейниково, становятся мелкими, неважными. Кажется, они улыбнутся – и небо становится светлее. Вечером народ исповедовался, а после постился, готовясь к причастию на всенощной.

Я спрашивала, почему причащаться нужно именно на всенощной, а не во время утреннего богослужения. Мне отвечали с удивлением: «Одну ночь Богу послужить не зазорно. Да и молитва на всенощной самая сильная».

В следующем году юбилейный, двадцатый крестный ход, съедутся на него со всей России.

Фоторепортаж
Блоги