Постановление, которое работает

13:04, 10 ноября 2017г, Общество 1411


1
1

Два года назад в Совете Федерации актуальные и значимые для региона вопросы были рассмотрены не формально, а с глубокой заинтересованностью, профессионально и разносторонне. Алтайский край получил уникальную возможность изложить свои проблемы и подходы сразу в пяти комитетах: по бюджету и финансовым рынкам; экономической политике; социальной политике; федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также аграрно‑продовольственной политике и природопользованию. Итогом этой работы стало постановление «О государственной поддержке социально-
экономического развития Алтайского края».

Бюджет

Так что же сделано для края благодаря совместным действиям правительства региона и членов Совета Федерации? В постановлении много внимания уделено решению проблем сбалансированности региональных бюджетов. Было рекомендовано рассмотреть вопрос об увеличении финансовой помощи субъектам Российской Федерации с низким уровнем бюджетных расходов в расчете на одного человека для сокращения различий в бюджетной обеспеченности. Отдельными решениями правительства страны бюджету Алтайского края в течение 2017 года увеличен объем межбюджетных трансфертов на 2,4 млрд рублей. Общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в текущем году составит 35,4 млрд рублей, что на 7,5% больше, чем было предусмотрено первоначально. По состоянию на 1 октября поступления из федерального бюджета составили 26,7 млрд рублей, или 107% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

В бюджете Алтайского края на 2018 год средства из федерального бюджета прогнозируются в объеме более 39 млрд рублей. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составят 27 млрд рублей, темп роста к текущему году – 120%.

Еще в 2015 году Алтайский край на федеральном уровне поднимал вопрос предоставления бюджетных кредитов не только регионам с высоким объемом государственного долга, но и тем, кто ведет умеренную долговую политику. Напомним, наш регион на протяжении ряда лет входит в группу субъектов России с наименьшим государственным долгом. И, кстати, не берет кредиты в коммерческих банках. Во многом благодаря постановлению Совета Федерации в 2017 году Алтайскому краю предоставлен кредит из федерального бюджета в объеме 35,3 млн рублей для частичного покрытия дефицита бюджета.

Сельское хозяйство

При участии Совета Федерации внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. С нынешнего года для выравнивания доходности сельскохозяйственного производства в различных территориях страны при распределении средств государственной поддержки на предоставление погектарных субсидий сельхозтоваропроизводителям применяется дифференцированный подход. Из данного вида поддержки исключаются регионы, имеющие наивысшие положительные финансово-экономические результаты деятельности сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства с учетом показателя почвенного плодородия. При определении суммы субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, для регионов с менее благоприятными природно-климатическими условиями производства сельскохозяйственных культур, в том числе и для Алтайского края, введены коэффициенты увеличения доли субсидии. Согласно приказу Минсельхоза России повышающий коэффициент определен в размере 1,7.

Кроме того, постановлением предусматривается сохранение за субъектами Российской Федерации права самостоятельно определять порядок предоставления несвязанной поддержки в области растениеводства, что позволит при выплате данных субсидий на региональном уровне также применять дифференцированный подход и тем самым выравнивать конкурентные условия производства на территории.

Именно представители Алтайского края во время работы в Совете Федерации предложили разработать меры, направленные на обеспечение доступности для сельхозтоваропроизводителей кредитов, а также упростить порядок их оформления и требований к залогу. 

С 2017 года запущен новый механизм льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей по ставке не более 5%, который упростил условия для заемщиков и является высоковостребованным инструментом государственной поддержки со стороны организаций агропромышленного комплекса Алтайского края.

Сенаторы от нашего региона настаивали на усилении государственного контроля за исполнением Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» и выступали за ограничение доступа на рынок продукции с содержанием растительных жиров.

Через год распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции. Она предусматривает 12 основных направлений работы федеральных и региональных органов власти. Среди них – совершенствование и развитие нормативной, методологической, информационной базы в сфере качества пищевой продукции, государственного регулирования и мониторинга. В рамках решения задач Стратегии в первую очередь планируется подготовить нормативные правовые акты для ужесточения требований к качеству и безопасности пищевой продукции в технических регламентах.

С 1 января 2017 года в России вступил в силу Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции». Он меняет названия обычных молочных продуктов. Например, товары с заменителями молочного жира должны маркироваться так, чтобы их название начиналось со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», далее указывается технология производства.

Во время работы на площадках Совета Федерации представители Алтайского края смогли аргументированно доказать необходимость создания федерального научного центра в области сельского хозяйства. Учреждение объединило шесть ведущих профильных научно-исследовательских институтов края и Республики Алтай: Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Научно-исследовательский институт животноводства и ветеринарии, Всероссийский научно-исследовательский институт пантового оленеводства, Научно-исследовательский институт садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко, Сибирский научно-исследовательский институт сыроделия, Горно-Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Единая научная структура позволит сконцентрировать ресурсы учреждений для решения стратегических задач государства в агропромышленном секторе экономики, придать импульс к развитию аграрной науки.

Принципиально важным было предложение рассмотреть возможность о введении поправочного коэффициента в размере 0,3 к железнодорожному тарифу на перевозку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на расстояние свыше 1100 км для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности регионов Сибири.

Данное предложение поддержано на федеральном уровне путем установления в рамках Прейскуранта № 10-01 понижающего коэффициента 0,33 за расстояние, превышающее 2000 км, на железнодорожные перевозки зерна и продуктов его переработки, а также понижающего коэффициента 0,28 за расстояние перевозки, превышающее 2500 км, и дополнительного коэффициента 1,04 независимо от расстояния перевозки на железнодорожные перевозки жмыхов и шротов.

Действие этих коэффициентов позволяет расширить географию поставок перечисленных грузов как по всей территории России, так и на экспорт. Принятое решение направлено на создание равных условий перевозок зерновых грузов для всех производителей и обеспечит применение скидки с действующего уровня тарифов Прейскуранта № 10-01 на всей территории РФ – не только на внутригосударственные и экспортные перевозки сельскохозяйственной продукции, но также и в сообщении со странами единого экономического пространства.

В настоящее время от предприятий края поступают запросы на поставку производимой продукции в зарубежные страны, на перевозку которой возможны скидки в рамках инструмента по изменению ценовых пределов уровня тарифов.

Туризм

Целый ряд положительных решений после проведения Дней Алтайского края в Совете Федерации был принят для дальнейшего развития туристической отрасли. Финансирование главных наших туристических объектов не прекращается. Правительством Алтайского края продолжается работа по привлечению дополнительных средств из федерального бюджета на формирование туристско-рекреационного кластера «Белокуриха». В 2016 году разработана проектная документация по строительству двух автомобильных дорог в границах курортного субкластера «Белокуриха-2», уже получены положительные заключения государственной экспертизы. Работа над кластером «Белокуриха» идет за счет консолидированного бюджета Алтайского края и внебюджетных источников. Сегодня правительством региона ведутся переговоры с Ростуризмом о дальнейшей поддержке проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Белокуриха-2» в рамках новой федеральной целевой программы с привлечением финансирования из средств федерального бюджета на развитие его инфраструктуры.

В рамках постановления Совета Федерации проводилась работа по передаче полномочий по управлению особой экономической зоной «Бирюзовая Катунь» в ведение Алтайского края. Плюс этой процедуры заключается в том, что упрощается работа с инвестором. Региональное акционерное общество по управлению зоной будет напрямую подчиняться правительству края. Это значит, возрастает и ответственность. Если бы изначально ресурсы были направлены на строительство зоны через региональную структуру, она сегодня работала бы гораздо успешнее.

В настоящее время на «Бирюзовой Катуни» фактически полностью создана инженерная инфраструктура. Требуются отдельные доработки для завершения всего комплекса примерно на 440 млн рублей. Они лежат в зоне ответственности Минэкономразвития. Полномочия по управлению зоной передали, а объекты пока нет. Алтайский край настаивает на завершении строительства, сдаче их в эксплуатацию. И только потом на передаче объектов в регион.

Срок реализации мероприятий по заключению договора о безвозмездной передаче пакета акций и оформлению права собственности Алтайского края на передаваемое имущество – II квартал 2018 года.

При участии Совета Федерации внесены изменения в федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития. В настоящее время на создание территории опережающего социально-экономического развития претендуют Заринск и Новоалтайск, а в перспективе – Алейск, Степное Озеро, Яровое. Уже подготовлен проект постановления правительства страны «О создании территории опережающего ‎социально-экономического развития «Заринск». А заявка насчет Новоалтайска направлена на рассмотрение в Минэкономразвития России.

Спустя два года можно с уверенностью сказать, что итоговый документ Совета Федерации оказал региону серьезную системную и долговременную поддержку. Значительным образом повлиял на социально‑экономическое развитие края, улучшение качества жизни, в том числе и на селе.

Антон ФЕДОТОВ (фото)

Мнение

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко:
– На фоне падающих в стране объемов промышленного производства Алтайский край демонстрирует рост. Несмотря на финансовые проблемы и экономические трудности, регион сегодня добился определенных успехов. Это результат труда его жителей и успешного, эффективного управления со стороны губернатора, Законодательного Собрания. Регион является одним из ведущих в развитии сельского хозяйства. В рамках импортозамещения это важнейшее направление экономики, так как наша страна имеет большой экспортный потенциал. Импонирует то, что у края нет большого государственного долга: здесь рассчитывают на свои силы и возможности. Это один из немногих регионов России, который не является высокозакредитованным. Я считаю, что такие регионы надо поддерживать за их эффективную и экономную финансовую политику.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин: 

– Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию – важная структура с точки зрения формирования аграрной политики в стране, определения приоритетов, основных направлений развития агропромышленного комплекса. Он часто становится инициатором выработки разного рода предложений в сфере животноводства, растениеводства, охраны лесов, водных ресурсов. Когда мы рассматриваем объемы субсидий, конечно, комитет занимает активную позицию, чтобы средства, направляемые регионам по сельскому хозяйству, прирастали. В прошлом месяце мы утвердили отчет правительства об исполнении бюджета. Наблюдается серьезная динамика расходов на все отрасли сельского хозяйства. 

Алтайский край впереди всех по урожаю гречихи. Каждый год на туристической выставке «Интурмаркет» у региона самая представительная экспозиция. Отмечу, что я был председателем Законодательного Собрания, заместителем губернатора Ульяновской области, поэтому хорошо знаком и с Александром Карлиным, и с Михаилом Щетининым. Это два опытных человека, хорошо знающих специфику региональной повестки.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров:

– После своего назначения Михаил Щетинин пришел работать именно в наш комитет. Он сразу зарекомендовал себя как высокий профессионал. Есть люди, которые хорошо разбираются в теме, но при этом активности не проявляют. А вот в Михаиле Павловиче как раз профессионализм сочетается с инициативностью и высокой работоспособностью. Он сразу много вопросов взял на себя. Занимался общеэкономическими, отраслевыми задачами. У Михаила Щетинина всегда есть новые идеи и решения. Это огромный плюс, когда такой сенатор работает у тебя в комитете. Сразу поднимается значимость комитета: если сенатор взялся разобраться в теме, то досконально изучит ее и даст свои предложения.

Конечно, было жаль терять такого специалиста. В то же время мы видели, что зачастую он тяготеет к вопросам сельского хозяйства, так как представляет в Совете Федерации аграрный край.

Сейчас Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию работает совершенно иначе. Они берутся за новые для себя поручения и задачи, которые раньше особо не рассматривали. Хочу сказать, что аграрный сектор и экономика взаимосвязаны. В стране с учетом санкций несколько отраслей демонстрируют рост, в частности, сельское хозяйство. Оно развивается значительнее быстрее, чем промышленность. В этом тоже есть заслуга Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, ведь меняются законодательство, подходы, принимаются правильные решения, финансово поддерживается агропромышленный сектор.

Очень важно темп развития сохранить. Не только в Алтайском крае хорошо развит аграрный сектор. Отечественное сельское хозяйство – первостепенная задача, сравнимая по значимости с обороноспособностью страны.

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Екатерина Лахова:

– Дни Алтайского края в Совете Федерации – колоссальная работа. Все мы видели, насколько сильно был представлен регион, как шло лоббирование его интересов. А потом вышло постановление, которое находится на контроле. Здесь очень хорошая взаимосвязь Совета Федерации, сенаторов с местной властью. Чувствуется, что губернатор Александр Карлин и Михаил Щетинин – одного духа. Оба понимают важные для региона проблемы, которые нужно решать в приоритете. Безусловно, это командная работа.

Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию замыкает на себе разные вопросы и сотрудничает с целым рядом министерств: сельского хозяйства, природных ресурсов и даже промышленности. Важно, что его председатель, заместители, рядовые члены умеют работать с федеральными ведомствами. Проблемы у многих регионов общие. Понятно, что в силу занимаемой должности руководитель комитета учитывает особенности всех субъектов страны. Но в то же время всегда старается при возможности пролоббировать интересы Алтайского края.

Кстати, я не раз была в вашем регионе. Всегда ставлю его в качестве примера в умении власти работать по вертикали и горизонтали, выстраивать отношения, вступать в диалог с гражданским обществом. «Бирюзовая Катунь» – уникальный проект, ни у одного другого региона ничего подобного нет. Выделенные деньги использованы рациональным образом. Меня поразили новый перинатальный центр «ДАР» и госпиталь для ветеранов войн. Кроме того, в крае – одно из самых сильных и авторитетных в стране отделений Союза женщин России. Весь этот опыт Алтайского края нужно перенимать и транслировать.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова:

– Совет Федерации – палата регионов. Поэтому любой закон, который приходит к нам, стараемся всегда оценить с точки зрения его влияния на региональную повестку. Каждый член Совета Федерации через эту же призму пропускает и законодательные инициативы. Например, в Комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию не раз поднимался вопрос, связанный с поддержкой отечественных производителей. Из докладов Михаила Щетинина мы знаем, что в Алтайском крае серьезным образом построена работа по переработке сырья. Ваш регион – один из лидеров отрасли. Сегодня, заходя в магазины, узнаешь алтайскую продукцию. Это уже становится хорошим трендом и говорит о том, что переработчики края способны конкурировать с другими, даже мировыми брендами, в частности, по производству сыров. Последовательная позиция Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по импортозамещению, поддержке российских производителей, безусловно, правильная. Очевидно, что она приносит свои определенные плоды.

Фоторепортаж