Пост не в брюхе, а в духе

15:48, 11 марта 2017г, Общество 3098


1
1

Народная мудрость не обошла дней Великого поста. Точные и емкие  пословицы и поговорки дошли до нас и воспринимаются сходу. Это полезное чтение, своевременное напоминание. Остановим своё внимание на этих бесхитростных выводах. Народ знал, о чём говорил, что утверждал.

«Хлеб да вода – здоровая еда».

«С поста не мрут, а с обжорства дохнут».

«Во время поста и пища проста».

«Все посты постимся, а никуда не годимся»- попадают эти слова не в бровь, а в глаз.

Вникнем теперь в  размышления  Святых Отцов, оставивших нам эти наставления.     

«Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост». Это написано Василием Великим.

Святитель Василий Великий (330-379: 

«Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляются дьяволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».

Святитель Иоанн Златоуст (347-407):   

«Пост – это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится безполезным, если больной не знает, как его употреблять...

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла…

Итак, пусть и глаз имеет свои пределы и правила, чтобы не увлекаться тотчас всем представляющимся ему; и язык пусть имеет ограду, чтобы не предупреждать мысли… Должно всячески воздерживаться и от непристойного смеха, и походку иметь тихую и спокойную, и одежду скромную… Ибо благопристойность внешних членов есть некоторое выражение внутреннего состояния души».

«Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись… Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее… Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою — только имей охоту трудиться!»

Преподобный авва Дорофей Палестинский (620): 

«Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы как постимся чревом, поститься нам и языком. Также должно поститься нам и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть безстыдно и без страха. Также и руки и ноги должны удерживать от всякого злого дела».  

Преподобный Вонифатий (1785-1871): 

«По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и что все вообще домогающиеся совершенной добродетели должны принимать пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели со здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, которых не требует немощь плоти…

Известно, что телесно воздерживаемся для того, чтобы посредством поста стяжать чистоту сердечную. Но телесное воздержание бывает тщетно, когда мы не можем постигнуть того конца, для которого предпринимаем труды воздержания; ибо когда мы, постясь телесно, будем жить по внушению страстей, то оскверним самую лучшую часть самих себя, потому что оскверним то место, где должен обитать Дух Святый, которому жилищем, как известно, служит не тленная плоть, а чистая душа».

Из открытых Интернет источников подготовила Людмила Извекова

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж