По небесному велению

09:12, 12 января 2018г, Общество 1532


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Нынешняя зима, словно решив компенсировать сложности своей предшественницы, выдалась на редкость мягкой. Прошлогодние метели и заносы мы только вспоминаем. Но на этой неделе вдруг посыпалась с неба снежная крупа, забивая дороги, создавая в городе пробки и проблемы на трассах…

Синоптики пообещали резкое усиление ветра до 17 – 22 м/с, да еще и порывы 25 – 30 м/с, мокрый снег и дождь, переходящий снова в снег, гололедные явления, метель. МЧС разослало предупреждения, чтобы без лишней необходимости люди не отправлялись в долгий путь. К немедленному реагированию при возникновении происшествий и чрезвычайных ситуаций приготовились аварийные бригады ЖКХ, дорожные и аварийно-спасательные службы, подразделения МЧС России, дорожной полиции, медицинских учреждений.

По опыту прошлых лет известно, что далеко не всегда водители прислушиваются к таким предупреждениям, а потом попадают в снежные ловушки вместе с пассажирами. Бывало, даже с детьми. Корреспонденты «АП» решили выяснить, как же реагируют люди на обещание метеорологических трудностей, у сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД по Барнаулу.

Пока в штатном режиме

На стационарном посту дорожно-патрульной службы Затон, расположенном на выезде из Барнаула, к непогоде уже готовы. Для людей, прослуживших более 15 лет в ДПС, больших неожиданностей просто уже не может быть. Но они никогда не относятся к оповещениям МЧС беспечно, чего не скажешь об участниках дорожного движения.

Но пока предупреждающий знак «Дорога закрыта» дожидается своего часа в сторонке. Капитан полиции Евгений Кусков, заступивший в этот день на службу, говорит: «Пока необходимости перекрывать трассу нет. 

Погодные условия позволяют этого не делать. Сегодня все идет как обычно, движение довольно активное. Никаких вопросов нам не задают, открыта трасса или закрыта? Возможно, многие водители либо не услышали сообщения об ухудшении погоды, либо не восприняли их. Но и предпосылок таких уже нет, что где-то что-то остановит водителя. Снегопад лишь немного затруднил движение. Автобус вот шел из Новосибирска пять часов вместо трех из-за этого. Пока отмечаются только такие сложности...»

Когда приходит форс-мажор

Евгений служит в ДПС уже 18 лет, на СП Затон – 2 года. Как и что происходит в моменты так называемых сложных метеорологических условий, знает не понаслышке.

Когда из-за метели перекрывается трасса, сотрудники дорожно-патрульной службы работают вместе с МЧС. Информация о ситуации на той или иной дороге постоянно обновляется и уточняется. При закрытии трассы пассажирский и грузовой транспорт не выпускают на бийскую трассу. С частниками сложнее. Каждого водителя, отправившегося в путешествие в так называемых тяжелых метеорологических условиях, сотрудники ГИБДД оповещают и предупреждают о трудностях, с которыми он неминуемо столкнется.

Работа ведется по конкретным обстоятельствам. Если автомобиль едет в ближние районы – водителю и пассажирам, к примеру, домой необходимо добраться, сотрудники ГИБДД его пропускают. В случае, когда машина следует в другой регион или вовсе в Казахстан, ее останавливают. Людей просят остаться в городе у родственников, знакомых, в крайнем случае в гостинице. Если нет финансовой возможности, лучше в машине переночевать, чем подвергать опасности себя и других участников дорожного движения.

Водителям частного транспорта запретить выезжать на закрытую трассу сотрудники ГИБДД не имеют права, здесь нужно убеждать. Иногда бывает такое: едет человек в бешеный буран. Его останавливают, он кричит, что ему позарез необходимо ехать. Тогда приходится его успокаивать, объяснять: путешествие может закончиться гораздо раньше, чем планирует водитель, так как автомобиль окажется под трассой, а шофер в больнице в лучшем случае…. Чаще всего такие аргументы все-таки действуют.

Иногда водители переоценивают технические характеристики своих «железных коней». Считая, что автомобиль почти танк и никакие метели и заносы ему не страшны, водитель может оказаться в той самой тяжелой дорожной ситуации.

В прошлом году, например, в метель остановили на СП джип. В кабине были мужчина с виду лет 55 за рулем и его супруга. Водитель объяснил, что они едут в Топчиху поздравлять внука с днем рождения. На сиденьях лежали кульки с конфетами, игрушки. Сотрудник ДПС объяснил, что на дороге заносы, большие сложности с движением. Но в ответ услышал: «Да у меня 4 WD, я хоть где прорвусь!»

Через сутки, вновь заступив на службу, тот же сотрудник снова остановил знакомый джип, который возвращался теперь уже в Барнаул. Спросил, успешно ли удалось добраться до Топчихи? Мужчина промолчал, а жена, слегка ударив его ладонью по затылку, сказала с досадой, что простояли много часов на трассе. За это время было съедено два кулька сладостей, предназначавшихся внукам, выпита вся вода. А потом пришлось разворачиваться и ехать домой. У дедушки еще и уровень сахара в крови поднялся. Такой вот немного курьезный и грустный случай.

Дислокация сотрудников ДПС, несущих службу на СП Затон, – Барнаул. Но всегда в случае осложнения ситуации они выезжают в близлежащие районы – в Новоалтайск, Первомайский район, чтобы помогать тем, кто попал в бедственное дорожное положение. В прошлом году такое происходило неоднократно.

Нередко приходится спасать дальнобойщиков, которые становятся заложниками сильного мороза и дорогостоящего груза. Типична такая ситуация. Фура останавливается, так как замерзает солярка. Водитель не может покинуть машину, потому что ответственен за груз ценой иногда и больше двух миллионов рублей. Узнав об этом, сотрудники ГИБДД приходят на помощь. Подъезжают на патрульной машине, отпаивают бедолагу горячим чаем. А через некоторое время приходит и техпомощь.

Но чем-то сверхъестественным у сотрудников СП Затон это не считается. «У меня такого не было, чтобы я кого-то там героически спас в непогоду, – утверждает Евгений Кусков, – но у моих коллег, которые работают на всех дорогах края, такое случалось. Иногда наши ребята ценой собственной жизни спасали участников дорожного движения в сложных погодных условиях».

Самым же ярким для Евгения стал случай, когда на стационарном посту рожала женщина. Ей пришлось помогать. Какая тогда была погода, капитан даже и не запомнил. А этим летом удалось отговорить от самоубийства молодого человека, планировавшего броситься с моста. Много всякого было да еще и будет, уверены Евгений и его коллеги. А им всегда нужно быть начеку.

Фоторепортаж