Родители должны выйти из "слепой зоны", считают психологи
17:00, 25 ноября 2019г, Общество 1708
Фото Олег БОГДАНОВ
Как оторвать ребенка от компьютерных игрушек и усадить за уроки? На эти вопросы отвечают психологи.
Что делать, если подросший малыш стал неуправляемым и колючим? Кто остановит «войну поколений» в отдельно взятой семье?
Ответы на эти вопросы знают в краевом Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
«Слепая зона»
Как единая площадка, объединившая профильные учреждения края, Алтайский краевой центр ППМС-помощи действует с 2016 года.
Практики, психологи и логопеды с многолетним опытом свою работу строят на принципах доброжелательности, уважения и принятия. Ведь родители и дети обычно приходят к психологу в наиболее сложные моменты жизни. Как правило, с вопросами выбора эффективных моделей семейного воспитания, гармонизации отношений со своими детьми, оказания им помощи в учебе.
Самая популярная тема психолого-педагогического консультирования на протяжении ряда лет – профессиональное ориентирование старшеклассников. Профтестирование ведется и дистанционно, что делает его доступным детям из отдаленных районов края.
К слову, дистанционные технологии центр использует по многим направлениям. Особое внимание уделяется приемным родителям, потенциальным и уже воспитывающим детей-сирот.
По словам Светланы Маурер, заведующей отделом развития замещающего семейного устройства, бывает, что люди, взяв под опеку детей-сирот, не рассчитывают своих сил и теряются под гнетом незнакомых прежде проблем. Для этой категории родителей в центре организовано психологопедагогическое сопровождение замещающих семей. Особенно помощь психологов необходима в период адаптации ребенка.
Увы, многие мамы и папы, находясь в «слепой зоне», не осознают, что страх и тревога, раздражительность и неудовлетворенность поведением ребенка, результатами его учебы – это повод обратиться за психологической помощью. Гораздо чаще о семейном неблагополучии сигнализируют соседи и учителя.
По самым горячим…
– Чтобы поход к психологу не казался людям подвигом, – говорит Елена Вдовина, заместитель директора, – мы работаем на формирование культуры таких обращений, используя интернет-ресурсы. Так, в обычную практику психологов центра вошло скайп-консультирование родителей, детей и педагогов. Большой популярностью пользуется в крае сайт центра, где ежегодно регистрируется более 50 тысяч посещений.
Здесь можно найти ответы на вопросы о детских страхах, инфантилизме, самоповреждающем поведении подростка, травле в школе и многие другие.
В планах 2020 года, по словам директора центра Людмилы Домнич, разработка краевого портала для родителей «Развитие детства», реализация регионального проекта «Психологопедагогическое консультирование и поддержка семей, имеющих детей в Алтайском крае» в рамках нацпроекта «Образование» совместно с образовательными организациями и центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Предполагается, что получателями услуги станет не менее 10 500 граждан, воспитывающих детей и собирающихся принять на воспитание детей-сирот.
Кстати
Хорошая новость для наших читателей. На портале «Алтайской правды» в рамках родительского ликбеза мы начинаем публикацию советов специалистов центра мамам и папам по самым горячим темам. И уже сегодня попросили ответить специалистов на те, что часто задают родители.
Вопрос в тему
– Нужно ли делать с ребенком домашние задания и постоянно его контролировать?
Отвечает Елена Мазурова, заведующая отделом психолого-педагогической и медико-социальной помощи и реализации дополнительных образовательных программ:
– Все дети разные. Хорошо, если ребенок приходит в школу подготовленным, со сформированным в дошкольном возрасте навыком самостоятельного выполнения несложных заданий. В этом случае ему нужна минимальная помощь взрослых. Но школьнику с особенностями развития, нарушениями речи помогать необходимо. Здесь важен принцип золотой середины. Не должно быть гиперопеки, лишающей его возможности учиться работать самостоятельно. Но и оставить ученика наедине с проблемами новой для него жизни тоже неправильно. Результат может быть обратный желаемому – у ребенка и вовсе пропадет интерес к занятиям.
– Как у современного поколения Y и Z, выросшего на гаджетах, воспитывать усидчивость, внимание и всё то, что делает человека личностью?
– Принять эту новую реальность и подстроиться под нее. Мы, например, всю информацию стараемся подавать с учетом особенностей восприятия и клипового мышления нынешнего поколения подростков и их родителей. Форумы, чаты, продвижение в соцсетях, зрительные образы, инфографика. Так проще войти в тему. А уж когда она заинтересовала, можно направить внимание на специализированную литературу.