Плюнули в душу и в полис?

14:43, 24 ноября 2017г, Транспорт 1693


1
1

Чтобы больше заработать, в некоторых страховых компаниях пытаются навязать дополнительные услуги либо перезаключить договор страхования, вместо того чтобы продлить действующий.

В сентябре 2015 года барнаулец Валерий Новиков обратился к крупнейшему в крае страховщику, чтобы оформить договор ОСАГО на свой автомобиль. Он застраховал транспорт на три месяца, так как зимой машину не эксплуатирует. При этом менеджер ему объяснила, что компания договор заключает сразу на год, но можно период его действия ограничить с сентября до декабря, а оплатить придется сразу за полгода. Такие правила. Потом весной можно продлить действие договора. Оплаченные осенью деньги зачтутся.

Когда в апреле 2016 года Новиков пришел продлять период страхования, девушка, которая оформляет полисы, заглянула в компьютер и сказала, что по действующему договору набежали такие штрафы, что выгоднее заключить новый. На вопрос, откуда взялись эти санкции, она ответила, что надо было по истечении трех месяцев прийти в страховую компанию с заявлением о приостановлении эксплуатации авто. Валерий Федорович резонно возразил, что в договоре зафиксирован период пользования автомобилем до декабря, но этот аргумент не подействовал. «Если бы вы меня предупредили, что надо прийти, я бы обязательно явился», – продолжал отстаивать правоту страхователь. «Мы вас не обязаны предупреждать, вы законы должны сами знать», – парировала страховой агент. Уже когда Валерий Федорович выходил из кабинета, девушка вдогонку бросила: «В следующий раз поумнее будете».

Такое отношение страховой компании к своим клиентам неприятно удивило Новикова. Не может же человек знать все законы. Даже юристы разбираются только в той области законодательства, в которой специализируются. И он, раздосадованный, решил отстаивать свои права, вернуть излишне уплаченную сумму. Написал письмо на имя руководителя расположенного в Алтайском крае филиала страховой компании. Пришел ответ из Москвы,  мол, когда вы заключали договор, то поставили подпись, что получили правила страхования. Значит, должны их знать. Но Валерий Федорович точно помнил, что правил не получал и подписи не ставил. Просьбу показать подпись в компании проигнорировали.

Тогда Новиков решил искать правду в контролирующих органах. Написал письмо в Центробанк.

В ЦБ посчитали действия страховой компании неправомерными и подали иск на нее в Арбитражный суд Алтайского края. Арбитражный суд с таким утверждением ЦБ согласился и вынес предупреждение страховой компании. При этом Валерию Федоровичу судья объяснил, что добиваться возврата излишне уплаченной суммы он может в суде общей юрисдикции, поскольку арбитражный решает споры только между юридическими лицами.

Обзвонил несколько юристов. Те за работу просили 15 – 20 тысяч рублей. Новиков посчитал бессмысленным платить такие деньги, чтобы высудить 1636 рублей.

Пошел в мировой суд Центрального района, как смог составил исковое заявление, потребовав возместить ему переплату и моральный вред. В итоге судья отказал удовлетворить иск. Как потом выяснилось, требование было неграмотно сформулировано. «Но я же не юрист, я инженер», – разводит руками Валерий Федорович.

Пока он не принял решения, судиться дальше или нет. «Боюсь, что если я исправлю эту ошибку, судья найдет другую», – рассуждает истец. Теперь он страхует авто в другой компании и сразу на год, хотя зимой не ездит. 

Кто-то может спросить, стоило ли тратить столько нервов и времени, чтобы вернуть 1636 рублей? Но тут дело не в деньгах, а в обиде. Обманули, да еще и в душу плюнули.

Комментарий

Максим Витвинов, председатель АРОО «Центр защиты прав потребителей «ЮрЭксперт»:

– Новиков правильно сделал, что сначала обратился с жалобой в страховую компанию. В полисе указан страховой период с 26 сентября 2015-го

по 25 сентября 2016-го. В течение этого срока владелец автомобилля  имел право страховаться на различные сроки. Он застраховался на первые три месяца и оплатил за полгода. Тут компания вела себя законно. Но Валерий Федорович не должен был предупреждать ее, что прекращает эксплуатацию своего автомобиля зимой. Когда весной он пришел продлить период, в котором покрывается страховая ответственность, в страховой компании его не должны были подвергать штрафным санкциям, а продлить этот период, учтя уплаченные ранее средства. Об этом и говорит решение Арбитражного суда Алтайского края.

Новикову надо было написать заявление в страховую компанию с требованием его достраховать в период действия полиса страхования. Форма заявления свободная. Если там отказывают, он обращается в суд с требованием обязать ответчика достраховать. Но страховщики обычно не доводят дело до суда, зная, что проиграют и еще получат штраф, выплатят судебные издержки.

А Новиков требовал вернуть излишне уплаченные денежные средства, что не соответствует нормам права. В законе сказано, что если страхуешься на три месяца, то придется заплатить за полгода. Если он не захотел продлевать договор в этой же компании, то заплаченные вперед  деньги теряются. Требование компенсации морального вреда должно подкрепляться доказательствами, документами, например, справкой от врача, что моральные страдания привели к заболеванию. 

Всё это можно было узнать в нашей общественной организации, консультации бесплатные. Составление искового заявления в суд стоит 1,5 тысячи рублей, на что выдается соответствующая квитанция. Эти издержки по просьбе истца суд обяжет возместить ответчика. Представление в суде юриста не требуется, так как такие дела судами рассматриваются быстро в пользу ответчика. Главное – правильно составить исковое заявление и подкрепить его документами, в частности, претензионным письмом с требованием достраховать.

Новости партнеров
Фоторепортаж