Отец Георгий: Российское дворянское общество может стать духовной объединяющей силой
10:00, 27 февраля 2021г, Общество 1301
Алтайскому институту цифровых технологий и оценки качества образования присвоено имя Олега Ростиславовича Львова. Но, похоже, даже среди специалистов мало кто знает, что и событие это, и фамилия имеют прямое отношение не только к науке, но и к средневековым рыцарям, и к гимну императорской России «Боже, Царя храни!»…
Генеалогия
Дворянский род Львовых знавал немало взлетов и падений. Его представители живут в Москве, за рубежом, и в Барнауле – Владимир Львов, предводитель регионального отделения Российского дворянского собрания. В силу возраста и состояния здоровья интервью он сейчас не дает. Но продолжает общение с активистами РДС, малочисленной, всего 8 человек, организации. Сам Владимир Олегович уверен: если и говорить о дворянстве, то только с точки зрения миссии служения Отчизне.
Генеалогия Львовых, переплетенная с Гагариными и Прозоровскими, фельдмаршалом Суворовым и реформатором Столыпиным, известна благодаря записям, которые оставил отец Владимира, Олег Ростиславович.
Итак, XV век. Служить воеводой к князю Тверскому Ивану Михайловичу пришел литовский рыцарь Марко Ляунас, чья фамилия переводилась как «Лев». Отсюда, очевидно, и Львовы.
XVIII век. Композитор Алексей Львов, сын придворного капельмейстера Фёдора Петровича Львова, написал произведение под названием «Боже, Царя храни!». Прослушав сочинение, Николай I повелел играть его во время государственных церемониалов, на построениях армейских полков. Так у Российской империи появился свой гимн. Герб Львовых украсил девиз «Боже, Царя храни!».
Начало ХХ века. Гражданская война. Один из ближайших потомков музыканта, полковник Ростислав Николаевич Львов, в составе армии Деникина сражается с Советами. После поражения Белой гвардии через Константинополь отправляется в буржуазную Литву, где обосновался в одном из фамильных имений. Когда республика вошла в состав СССР, оказался в ГУЛАГе и умер в 1942-м на Соловках. Его семья – мать, жена, двое детей и брат сосланы на Алтай, в Славгород.
Род продолжается
Всё сложилось в новой России у братьев Михаила и Олега Ростиславовичей, с детства меченых клеймом «дети врага народа». Михаил стал известным в России специалистом по русской словесности, а его сын Юрий – ученым-физиком с мировым именем.
Подробнее – об Олеге, посвятившем жизнь Алтаю. 17-летний парень из репрессированной семьи устроился в Славгороде грузчиком хлебозавода. Днем таскал на себе неподъемные мешки, а после работы учился в вечерней десятилетке. В 1949 году, будучи уже женатым, получил разрешение НКВД на переезд в Барнаул. Окончил учительский институт, стал заслуженным учителем России, работал в барнаульской школе № 42 и, задолго до того, как стать ей гимназией, основал физико-математические классы. В 1972 году его стараниями и связями с новосибирскими учеными здесь, впервые на Алтае, появилась ЭВМ «Минск-12», а в учебную программу был введен курс программирования. Первый компьютерный класс, первый в Сибири школьный интернет-центр, новаторские методы преподавания – это тоже он, потомственный дворянин Львов.
– Я очень рад, что спустя много лет вспомнили заслуги моего отца и присвоили институту его имя. И вообще горжусь своими родителями. Они в совершенстве владели несколькими языками, а папа наизусть читал «Руслана и Людмилу». Он заложил, по сути, основы цифровизации школьного образования в нашем регионе, – сообщает Владимир Олегович.
Владимир Львов всю жизнь прожил в родном Барнауле, окончил политех и аспирантуру, развивал алтайское сыроделие, работал заместителем председателя Железнодорожного райисполкома, увлекался спортом, а фанаты футбола помнят его чемпионом Барнаула. Вырастил двоих сыновей, так что по мужской линии дворянский род в краевой столице продолжен.
Точка возврата
Идеи служения Отчизне должны принимать на свой счет все, кто идет во власть. Кто считает себя элитой. В этом уверен известный в крае священник Георгий Крейдун, секретарь Барнаульской епархии, доктор искусствоведения, кандидат физико-математических наук, автор исследований по истории православия на Алтае.
– Отец Георгий, Дворянское собрание многие считают неким междусобойчиком. На что может влиять организация из восьми человек?
– Не секрет, что народ России не доверяет многим современным политикам, не принимает их. Разногласия эти не способствуют национальному единению. Российское дворянское общество может стать духовной объединяющей силой. Ведь кто такие дворяне? По примеру великих князей – люди величайшей культуры, их специально готовили к восприятию власти. Они получали прекрасное образование, служили и делали офицерскую карьеру в действующей армии, а не в штабах, были крепки духом и телом. Существовал государственный институт воспитания будущих руководителей страны, политиков, чиновников, от решения которых зависит судьба народа! Это были люди, наделенные немалыми правами, но и обязанностями, ключевое из которых – служение Родине. Такие опорные точки в обществе должны быть и сейчас. Ни в коем случае мои слова нельзя рассматривать как реваншизм. Почему бы такой объединяющей модели не стать образцом политической благодетели для нынешней элиты?
Сейчас РДС – это узкий круг людей. Для большинства потомков графских и княжеских фамилий их происхождение и для самих секрет. Но лента времени понемногу раскручивается…
– Вы тоже из дворян?
– В Дворянское собрание я вошел как кавалер ордена Святой Анны, учрежденного Российским Императорским Домом. Получение титулов по праву служения – это тоже традиция России.
– В 90-е нувориши скупали титулы за деньги. Много тогда появилось голицыных, шереметьевых… Где они сейчас?
– Карьеризм и честолюбие свойственны натуре человека. Став «графом», он так или иначе занимается благотворительностью, финансирует гуманитарные проекты. Но если это была только мода, «купленное» дворянство как пришло, так и ушло.
– Стоит ли обращаться на генеалогические сайты или в архивы, если некие знания о предках существуют лишь как семейные легенды?
– Были предки дворянами или крестьянами – неважно. Искать свои корни нужно обязательно, и как можно скорее, в любых доступных источниках. Это главное наследство, которое мы передадим детям. Если потеряем его, они так и останутся Иванами, родства не помнящими. Душе человеческой не технологии нужны, а культура рода, традиции, по которым жили предки, воспитание. Вероятно, потому, что школа его утратила, так много стало неуправляемого в образовании. Внедряя стандарты, подменяя знания компетенциями, мы забыли о чем-то очень важном. О том, что ребятишек надо воспитывать. Если школа зареформировалась до такой степени, то надо другими силами возрождать традиционную систему воспитания. И в этом смысле наследие рода – прекрасная тема для беседы с сыном и дочерью.
– Не опасаетесь ли, что точка невозврата уже пройдена?
– Иногда кажется – всё пропало. А завтра солнышко появилось, и мы ободрились, и настроение поднялось. Я часто общаюсь с людьми молодыми и среднего возраста, среди них очень много здравомыслящих по отношению к духовному наследию предков, вере, России. Есть в них стержень. Это поколение, с которым сидели бабушки, пока родители работали. Вот то, что бабуля вложила в пятилетнего внука, он будет помнить всю жизнь.
Факт «АП»