Отчего растут сырные головы?

15:19, 17 сентября 2014г, Экономика 1541


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В условиях эмбарго, введенного руководством РФ в ответ на санкции Запада, россияне в ближайшее время могут столкнуться с дефицитом сыра.

Зато у сыроделов Алтайского края открываются новые возможности для наращивания производства. Такие выводы можно сделать после посещения научно-практической конференции «Молоко – это здоровье», прошедшей в Барнауле.

Молоко как бизнес

Алтайский край находится в первой молочной пятерке страны, однако последние годы наблюдалось небольшое снижение производства этого продукта. Минусы можно объяснить жестокой засухой 2012 года и холодным, дождливым летом 2013-го, не позволяющими заготовить достаточное количество кормов.

В масштабах страны прошлый год тоже выдался не самым удачным. По данным Росстата, производство молока уменьшилось на 3,9%, или на 1,2 млн. тонн к уровню 2012 года, и составило 30,5 млн. тонн. Причем одинаковое падение наблюдалось в личных подворьях и на сельхозпредприятиях, тогда как фермеры увеличили продуктивность на 4%.

Средние удои за прошлый год в Алтайском крае снизились и составили на 1 января 2014 года 3764 килограмма на корову. Аналогичный среднероссийский показатель опустился до 4519 кг. По словам директора Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Владимира Лабинова, это неплохие результаты, если их сравнивать с 90-ми годами прошлого века. Тем не менее 4,5 тыс. литров – это пороговый показатель, отделяющий экстенсивное от интенсивного молочного скотоводства. Попросту это уровень продуктивности, отличающий накормленную корову от голодной.

– То есть мы только-только начинаем переходить к ведению молочного скотоводства как к бизнесу, – сделал вывод Владимир Лабинов.

А перспективу этого бизнеса федеральные власти видят в развитии производства индустриального типа,  в создании крупнотоварных ферм. В густонаселенных территориях, где по соседству есть большое животноводческое хозяйство, возможно и фермерство. Автономно же,  «в чистом поле», КФК расти и приносить прибыли не могут.

На стадии развития

В текущем году ситуация улучшилась. За семь месяцев алтайским животноводам удалось нарастить продажи молока на 1,2%. По Сибирскому федеральному округу рост 2,3%, по стране – 1,5%. На протяжении последних пяти лет наибольшую прибавку обеспечивают Удмуртия, Кировская, Воронежская и Свердловская области.

Интересная тенденция, на которую обратили внимание в Минсельхозе: если до 2010 года в производстве молока наблюдалась заметная сезонность, то после она уменьшилась, так как существенно поднялись закупочные цены. Животноводы стараются распределить время отела равномерно в течение года, чтобы зимой, когда самые высокие цены, не снижать продуктивность дойного стада.

Цена на рынке сырого молока в РФ определяется прежде всего уровнем спроса на цельномолочный ассортимент.  За последнее время цена на сырое молоко заметно поднималась трижды: в 2007, 2010 и 2013 годах. После двух ценовых витков мы имели существенное сокращение потребления цельномолочной продукции, в 2013-2014 годах этого не произошло. Это значит, что люди едят все больше молочных продуктов, несмотря на рост цен. Это позволяет характеризовать молочный рынок как рынок, находящийся в стадии активного развития.

Сегодня средняя цена на сырое молоко в Алтайском крае находится на уровне 16,5 руб. за литр, в России – 18,7 руб. Интересно, что в США и Евросоюзе цены не выше российских при лучших показателях качества. Доходность животноводства там обеспечивается за счет вдвое большей, чем наша, продуктивности коров и государственных дотаций.

До 2014 года считалось, что высокая цена на сырое молоко в России не позволяет конкурировать на мировом рынке производителям биржевых товаров (сливочного масла, сухого молока, сыра). Но в этом году все они сохраняют конкурентоспособность. Производство сливочного масла вышло на самые высокие показатели за все предыдущие годы. В текущем году прирост по стране – 16%, в Алтайском крае – 31%. При этом цена на масло на общероссийском рынке поднималась весь прошлый год и теперь стабилизировалась в районе 210-220 руб. за кг.

Производство сыра тоже растет (в стране за 7 месяцев – на 10%, в крае – на 14%), хотя цены находятся на грани сохранения покупательской лояльности. То, что производители начали снижать цены, говорит о том, что они перестают устраивать потребителей.

Значительно больше в этом году стали делать сухих молочных продуктов и в России, и в масштабах края. Цена на них высока, и есть тенденции к ее стабилизации.

Влияние эмбарго

Молочный рынок находился в равновесии, но в  условиях эмбарго он может корректироваться.

Владимир Лабинов не опасается за питьевое молоко:

– Доля собственного питьевого молока на прилавках у нас высока: 97-98%. Поэтому рынок питьевого молока и кисломолочной продукции существенных изменений не претерпит, за исключением Санкт-Петербурга, куда его традиционно завозили из-за границы. Сухое молоко тоже находится вне зоны риска, так как основной его импорт идет из Белоруссии.

Уровень самообеспеченности россиян сливочным маслом составляет около 60%. Большую часть импорта обеспечивает Беларусь, меньшую часть – Океания, Южная Америка и Европа. И возможность переориентации с Европы на рынки Океании и Южной Америки есть, это только вопрос времени. На это уйдет несколько месяцев.

Остается для России одна уязвимая позиция – сыр. Уровень самообеспеченности рынка сыра – менее 50%. Объем рынка около 900 тыс. тонн. До 200 тыс. тонн приходится на страны Европейского союза, которых сегодня ограничили.

В Минсельхозе четко понимают, что ни по ассортименту, ни по объему компенсировать недостаток сыра не получится. Это значит, что российские потребители переориентируются на похожий ассортимент отечественных, в том числе алтайских, производителей, так что спрос на наши сыры вырастет. А с ним и розничные цены.

Это значит, что следующие полгода сыроделы могут перетянуть к себе от производителей цельномолочной продукции поставщиков сырого молока, предложив им больше денег. Для производителей цельномолочки наступают тяжелые времена. Потребителей ждет очередной виток цен, который может быть ограничен только их покупательной способностью.

Новости партнеров
Фоторепортаж