От живописи до фарфора

17:05, 11 сентября 2017г, Культура 1845


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В Художественном музее в этом году началась масштабная реставрация произведений, предназначенных для будущей постоянной экспозиции.

По предварительным планам, когда музей переедет в новое здание, в экспозицию войдет порядка полутора тысяч произведений. причем речь не только о живописи, графике и скульптуре, но и о фарфоре и традиционном костюме. Примерно половине вещей требуется восстановление, остальные нужно чистить, на что тоже имеют право только реставраторы. Кстати, в этом году средства на реставрацию выделены из краевого бюджета, и этой суммы, по словам директора музея Инны Галкиной, хватит примерно на 65 – 70 произведений живописи, декоративного и народного искусства.

Корреспонденты «АП» застали работу реставраторов над огромным пейзажем Петра Кончаловского.

Техника и тайна

Ценное полотно размером 2х3 метра даже вдвоем нелегко переносить или переворачивать, особенно в весьма стесненных условиях музейного фондохранилища. Его лицевая сторона закрыта особо прочной микалентной бумагой, сквозь нее чуть просвечивает изображение.

– Здесь уже укреплены красочный слой и грунт, – объясняет происходящее с картиной московский художник-реставратор Дарья Лиснянская, преподаватель МГАХИ им. Сурикова. – У Петра Петровича Кончаловского фактурная корпусная живопись, а это всегда большая проблема для реставрации: красочный слой очень толстый, а масло – пластичный материал, и чтобы его укрепить, надо проявить смекалку. 

По словам Дарьи, в 2006 году эта работа, как и ряд других, пострадала из-за затопления горячей водой фондохранилища. А основная сложность заключается в размерах полотна. Но сотрудники Художественного музея (ГХМАК) приложили все усилия, чтобы московскому специалисту было удобно работать.

Для реставраторов, как рассказала нам Дарья, не имеет принципиального значения, к какому периоду относится работа, но сама она очень любит ХХ век.

– Здесь всегда есть место для размышления и в хорошем смысле эксперимента: нужно думать, что делать с объемным красочным слоем. И, конечно, работа с Кончаловским – это очень почетно. 

Может, это пафосно прозвучит, но мы ведь «лечим» полотно. Поэтому важны уважение к картине и особый настрой. Я и своим студентам это говорю, хотя они считают, что все это ерунда, но картину надо приласкать, уберечь. Убрать вокруг не потому, что нам нужна чистота – картине нужна чистота. То есть некая неуловимая тайна в этой работе, конечно, существует.

Небывалый масштаб

Прежде средства на реставрацию музей получал по программе «Культура Алтайского края» и «Культура России», при этом за федеральные деньги  работать с произведениями можно только в центральных реставрационных мастерских им. Грабаря.

В 2012 году, едва началась реконструкция музейного здания, стало ясно, что в будущую постоянную экспозицию вой­дут работы, которые не выставлялись десятилетиями. Директор музея Инна Галкина рассказывает: когда куратором стройки стал министр финансов Алтайского края Владимир Притупов, он получил и списки произведений, нуждающихся в обновлении, а затем лично увидел их уровень и состояние сохранности.

В этом году с произведениями ГХМАК работают еще несколько специалистов из разных городов. Впервые была поставлена задача подготовить русские фарфоровые изделия XIX века – устранить трещинки и сколы на чашечках императорских фарфоровых заводов, поправить неустойчивую ножку вазы. Над этим работала Ярослава Беспалова из Томска, она же занимается гжельскими изделиями из собрания ГХМАК.

Томский реставратор по металлу Владимир Фадеев работал над медными литыми иконами с эмалью. По словам Инны Галкиной, они были в свое время привезены из экспедиций по краю и, хотя выставлялись прежде, нуждались в основательной чистке.

Три живописные работы первой половины XIX века уже отреставрировала давний друг Художественного музея Наталья Добрынина из Томска, с собой она забрала еще несколько произведений, в частности, ценный портрет работы Аргунова, требующий очень серьезной реставрации. И до конца года Наталья Порфирьевна возьмет еще несколько вещей. Также началась работа над традиционным русским искусством – в частности, в Омск уехал старообрядческий костюм из нескольких предметов, еще один костюм увезли в Исторический музей.

Наконец, там, где серьезная реставрация не требуется, а нужно только почистить и перетянуть холсты, справится хранитель живописи нашего музея Елена Олейникова, которая прошла специальное обучение.

Директор музея говорит, что в таких больших собраниях реставрация – непрерывный процесс. Кстати, в 80-е годы здесь был собственный специалист, имевший допуск к работе с любой масляной живописью. Сейчас такого человека в крае нет, но есть надежда обучить кого-то из музейных специалистов – желающие есть, вопрос только в стоимости обучения.

Дарья Лиснянская, которая обучает этой профессии, говорит, что здесь возможны два пути: обучение молодого специалиста в училище и затем вузе (возможно, по целевому направлению от края) или стажировка сотрудника музея в ведущих столичных реставрационных мастерских. «Обычно это хранители, иногда искусствоведы. Они стажируются в мастерских сразу на практической работе – сначала на самых простых мероприятиях, затем более сложных. На нескольких таких стажировках человек набирает небольшой опыт, ну а потом все зависит от него и его ответственности».

Фоторепортаж