Орденоносному роду нет переводу

13:00, 12 декабря 2016г, Общество 1224


1
1

Про то, что президент Владимир Путин наградил его орденом Дружбы, Александр Шкретов, водитель хозяйства «Горизонт», узнал из телеграммы на работе. Коллеги тут же поздравили его, а дома жена сказала, что гордится им. За последние годы для сельских тружеников Михайловского района это всего вторая такая высокая награда. А было время...

Град наград

Местные летописцы Василий Ворошилов и Николай Ласточкин раскопали в архивах и записали воспоминания людей, что в 1947 году орденом Ленина, самой высокой тогда наградой в СССР, был награжден уроженец села Ракиты Макар Кожанов, колхозный бригадир, участник Великой Отечественной войны. Между прочим, родной дед нынешнего орденоносца Александра Шкретова.

Когда успел он и на войне отличиться, и в труде? В 1942 году Макара Степановича ранило в колено, после чего нога перестала сгибаться. «Все, отвоевался», – решил бы за него кто-нибудь другой. Но не таков был Макар Кожанов. Он не мог сидеть дома, когда идет битва не на жизнь, а на смерть. Пошел работать в колхоз «Красная нива».

Через десять лет, в 1957 году, орденом Ленина был награжден бригадир тракторной бригады Степной МТС Иван Кожанов, родной брат Макара Степановича. Сам Макар Степанович получил тогда медаль «За трудовую доблесть». Не обошли тогда наградой и еще одного брата. Яков Кожанов был награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель».

Наука побеждать

С Александром Шкретовым я впервые встретился, когда посевная в хозяйстве закончилась. «Я хоть дворником стану работать, если нет другой работы, – говорит он. – Я на тракторе могу, и на комбайне, и на КамАЗе». Кто научил? Кожановы в Ракитах жили кучно, селились один возле другого. Макар Степанович любил собирать у себя своих внуков, внуков братьев, сестер. «Был у него, – вспоминает Александр, – тракторенок небольшой. Спереди одно колесо, сзади два. Вот на нем он и давал нам поработать и заработать. Мы и мусор вывозили, и навоз. А он платил когда пять копеек, когда десять. Потом на эти деньги играли в лото, ходили в кино».

А еще он научил внука играть в шахматы. Он прекрасно понимал, что наука побеждать пригодится ему.

Точность – вежливость королей

Шоферскому искусству Александра обучал сам отец. Иван Васильевич Шкретов был одним из лучших водителей совхоза «Ракитовский». За свой самоотверженный труд был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Сыну уже с пятого класса он доверял машину, когда зачищали тока перед уборкой урожая. Пока он обедал или отдыхал, мальчишка с упоением управлял «газоном». Бывало, что и спал он в нем на полу, где было тепло от работающего мотора.

Но нелегко давалась эта наука Саше. Он вспоминает свои первые шаги, когда в армии ему предложили возить большое начальство. Перед этим дома окончил школу ДОСААФ, прошел сквозь армейское сито отбора. Поездил пассажиром по большому городу. Но когда сам сел за руль легкового автомобиля, то признается, что две недели спина была мокрая от пота.

А потом была работа дома, в совхозе «Ракитовский». Были дальние рейсы на КамАЗе. Но вскоре для КамАЗа работы не стало. И тогда он пересел на комбайн. А в 2001 году его пригласил к себе в «Горизонт» Виктор Дафт. Он жил по соседству со Шкретовыми. Знал Александра давно и по достоинству оценил его мастерство, ведь сам был шофером.

И не только мастерство

«Уникальная личность, – говорит про своего коллегу руководитель хозяйства. – Ему никогда не надо растолковывать, как надо выполнить задание. У него всегда все продумано, просчитано. Кажется, он был недавно тут, рядом, на базе, загружал свой самосвал семенами. Выезжаю в поле. Он уже там стоит ждет посевной агрегат. Всего каких-то две минуты ждет».

Специалист по «горячим точкам»

«Человек я азартный, – неожиданно признается Александр Шкретов. – Вот только-только отсеялись, а я уже с нетерпением жду, что же вырастет? И когда начнем убирать урожай? Мне нравится такая работа, когда ты за кем-то тянешься, догонишь и тогда уже за тобой гонятся другие, пытаются больше тебя намолотить зерна. Вот это мне по душе».

А еще Александр Шкретов – специалист,  как он сам определил, по «горячим точкам». Его чаще всего посылают туда, где КамАЗ сломался, комбайн заглох и не хочет заводиться.

– Правда, он вначале поворчит немного, но это для порядка, – Виктор Дафт знает, что Александр в это время переживает в душе и за партнеров, и за хозяйство. – Но все равно едет и делает все как надо.

Вот это «как надо» я увидел сам, когда летом приехал на базу «Горизонта». Наш герой ремонтировал в цехе двигатель для своего «Дона». А рядом с ним его коллега чинил подборщик для комбайна. По примеру Шкретова он усиливал на нем пружины. «Сезона два-три поработаешь с этим подборщиком, и начинают лететь пружины на нем, – пояснил мне тогда Александр Иванович. – Чтобы они не подводили, я усилил их металлическими пластинами». И он показал мне эти пластины. После чего добавил: «Не могу я работать, когда обнаружу слабое место в машине. Тут же придумаю, как усилить тот или иной узел, чтобы потом он никогда не подвел ни меня, ни того, кто после меня будет работать».

Материал подготовлен при информационной поддержке Главного управления сельского хозяйства.

Фоторепортаж