Оправданные надежды

17:00, 15 мая 2017г, Культура 2093


1
1

В Барнауле состоялся IV театральный фестиваль курсовых и дипломных работ «ШАГ».

Пролог

На предыдущем «ШАГе» два года назад ректор Щукинского Евгений Князев после просмотра спектакля учеников Николая Вязигина сказал: «С огромным удовольствием посмотрел спектакль. Я боялся, что огорчусь…» В этом году фестиваль проходил в четвертый раз и признаюсь, что я уже не боялась вероятности разочарований. Потому что «ШАГ» для меня стал синонимом таланта, дерзаний, открытий, праздника.

Четыре дня вместили в себя и спектакли, и мастер-классы, и творческие встречи. Участниками фестиваля стали семь команд из Новосибирска, Кемерово, Барнаула и Москвы – всего порядка 150 молодых талантов. ГИТИС представляли студенты факультета музыкального театра мастерской Дмитрия Бертмана, АГИК – ансамбль современного танца «Вереск» и театр-мастерская Михаила Тумашова. Из Кемерово приехали артисты ансамбля современной хореографии «Вечное движение» института хореографии КГИК. Не только студенты 4 курса театрального представляли Новосибирск – впервые на сцене музкомедии выступила оперная студия консерватории имени М.И. Глинки. И – тоже впервые в истории фестиваля! – в форуме искусств приняли участие студенты музколледжа (АлтГМК).

«Ба, знакомые все лица!» – можно было воскликнуть, встретив любого из членов жюри. Возглавлял его заслуженный деятель искусств, доцент АГИК Олег Пермяков. Уже в четвертый раз на «ШАГе» побывал Анатолий Ахреев. Если в самом начале он привозил своих студентов из Новосибирска, то сейчас приехал как доцент ГИТИСа. Также в состав жюри входили хореограф-постановщик Татьяна Безменова (Москва), ректор НГТИ Яна Глембоцкая и артист Московского театра мюзикла Швыдкого Евгений Вильтовский. Еще его публика знает как автора либретто мюзикла «Ползунов», которым и открылся «ШАГ».

Действо

Будущие драматические артисты представили постановки известных пьес. Студенты 3 курса АГИК сыграли гоголевскую «Женитьбу» (реж. Сергей Куц). Передам удивление многоопытных членов жюри, заявивших: «Такой «Женитьбы» мы еще не видели!» Театр-мастерская Тумашова показал «Марьино поле» Олега Богаева. Каково понять боль «уважаемых вечных вдов Советского Союза» юным актерам, родившимся на излете прошлого века? Об этом я спросила мастера.

– Мы с ребятами всегда обсуждаем пьесу, говорим, о чем она – о родине, Отечестве, о прошлом, настоящем и будущем, – ответил Тумашов. – Например, мы ставили спектакль об афганской войне: казалось бы, мне эта тема близка, откуда им-то известна такая боль? Но ведь спектакль получился!

Моя задача как педагога и режиссера – помочь студентам передать то, чем мы живем, чем болеем. Я в целом доволен спектаклем, наше «Марьино поле» уже живет, дышит. «Проникать» в историю Отечества, в котором мы жили, которого ребята не знали (но ведь оно и их Отечество тоже!), у них получается. И то, что нам с ребятами интересно, обязательно становится интересно зрителю тоже.

Всех причастных к созданию «Директора театра» можно поздравить: их первый блин на «ШАГе» не вышел комом. Этот спектакль режиссера Татьяны Тимофеевой поразил многих. Ведь сложнейшие арии и терцет в творении Моцарта исполняют студенты музколледжа! Но если вспомнить, что в канву «Директора театра» вплели и зингшпиль гения «Бастьен и Бастьенна» – а их роли исполняют и вовсе дети, воспитанники Инессы Грицай Мария Гобова и Александр Звонов! – то нельзя не удивиться смелости режиссера и таланту юных артистов.

Оперетту Оффенбаха «Кошка, превращенная в женщину», в которой играли студенты НГТИ, наверняка запомнят все, кто ее видел. Потому что четверо исполнителей замечательно пели и играли. Но какова была кошка (она же женщина)!.. Дивная пластика, грациозность, способность актрисы Кристины Деминой к перевоплощению не могла не поражать. Ее партнер по «заговору» Диг-Диг (Алексей Бывальцев) тоже был весьма убедителен: в то, что он может вышивать «и крестиком, и ноликом», а также «заговаривать зеленого змия», верилось сразу.

Поклонников Терпсихоры восхитили выступления кемеровских и барнаульских талантов. Именно на Вернигору и Голубева ходят в Барнауле многие зрители. Но вот чего они не ожидали, так это… оперы! Перед началом спектакля я нечаянно услышала удивленное: «Представляешь, среди рабочей недели, в Барнауле – и вдруг опера?!.»

«От людей на деревне не спрятаться...» С родной, ставшей народной песни Молчанова и Доризо началась… опера! Впервые на барнаульской сцене давали «Алкину песню» Георгия Иванова. За этот восхитительный спектакль все, кому посчастливилось его увидеть, должны быть благодарны режиссеру-постановщику и сценографу Дмитрию Суслову, дирижеру-постановщику заслуженному деятелю искусств Алексею Людмилину (оба они – лауреаты «Золотой маски»), дирижеру и автору оркестровки Сергею Белоусову. Кстати, с тех пор, как выпускник нашего музколледжа, а затем и НГК Белоусов стал дирижером театра музкомедии, оркестр стал играть иначе – он вдруг… зазвучал! Восторженные оценки этого свершившегося факта я слышала от многих поклонников Мельпомены.

Оперная студия НГК – это, выражаясь современным языком, бренд. Несовременным – школа талантов. Не будем скромничать, вспомним, что выпускниками студии являются и наши земляки – мировая звезда Владимир Галузин и солист Большого театра лауреат «Золотой маски» Валерий Гильманов (оба они уроженцы Рубцовска). Работа студентов студии в «Алкиной песне» может быть описана прилагательными только в превосходной степени. Вот как оценила ее Инесса Грицай:

– В постановке используется минимум изобразительных средств, поэтому артисты все «рисуют» голосами. А голоса свежие, красивые, полётные! Акустику этого зала сложно «пробить», но ребята «пробивают» очень хорошо. Потрясающие голоса!..

У сочинения Иванова как будто советский музыкальный язык. Но при этом совершенно авангардный! В нем очень много свежих, современных приемов: в опере слышны отголоски джаза, эстрадной музыки. При этом Иванов всегда возвращается к народной теме, которая в самом духе спектакля. Сюжет оперы будто прост, даже банален: любовный треугольник, две сплетницы… Но как же трогает душу «Алкина песня»!

Финало апофеозо

«Эти ребята, прилетевшие в Барнаул из Москвы, даже не предполагают, какое счастье доставили нам. Думаю, они могут стать украшением любой оперной труппы земного шара» – так сказал Олег Пермяков о студентах ГИТИСа. И это не преувеличение, ведь речь шла о птенцах гнезда Бертмана. Студенты Дзамболат Дулаев и Елизавета Нарсия уже играли в постановках «Геликон-оперы» – вот какого уровня молодых исполнителей посчастливилось барнаульцам услышать и увидеть. Да, и увидеть тоже, ибо все восемь звездочек представляли собой образец актеров синкретических, помимо превосходных вокальных данных обладающих и артистизмом, и пластикой.

– Фестиваль получился потрясающий. Его четыре дня наполнены были настолько, что хочется еще какое-то время размышлять об этом, – выразил общее мнение Пермяков и утешил публику: – Два года пролетят незаметно…

Виктория ПАРШКОВА (фото)

Фоторепортаж
Блоги