Онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы стали частично бесплатными

08:08, 20 апреля 2020г, Культура 1849


1
1

В эти дни многие онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы в России стали хотя бы частично бесплатными – в знак поддержки самоизолированных людей. Ну и в надежде на то, что карантин когда-нибудь кончится, а пристрастие к свеженьким сериалам в удобное время у нас останется.

Хрестоматийные примеры

Сервис Okko, например, помимо кино, выложил в свободный доступ обширную коллекцию видеозаписей оперных, балетных и драматических спектаклей, экскурсий по лучшим музеям России и мира. Да в таком количестве, что жизни не хватит пересмотреть все, что хочется.

12 апреля там появилась удивительная видеоэкскурсия под названием «Третьяковка со Шнуром». Шнур – это тот самый музыкант Сергей Шнуров, который после знаменитой нецензурной песни «Экспонат» («Водил меня Серёга на выставку Ван Гога…») нечаянно стал любимцем музеев страны.

В начале экскурсии человек, которого мы привыкли видеть в майке-алкоголичке, проходит, пританцовывая, сквозь анфиладу музейных залов в элегантном костюме-тройке и округлых очках. Его визави – сама директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. И первой же фразой музыкант провоцирует искусствоведа: мол, ему, Шнуру, всегда казалось, что Айвазовский был кем-то вроде Стаса Михайлова для живописи XIX века. Трегулова, не дрогнув лицом, отвечает: «В чем-то такой взгляд оправдан, но…» – и дальше рассказывает, как она сама несколько лет назад почти случайно избавилась от снобизма по отношению к русскому маринисту, которого искусствоведы привыкли относить к салонной живописи.

История забавная: в Москву приезжал готовить свою выставку известный британский современный скульптор Аниш Капур. Он пришел на экскурсию в Третьяковку – и замер перед полотном Айвазовского «Чёрное море». А на нем – просто штормовые волны и серое небо в тучах. Трегулова не удержалась и спросила, что же Капур в этом нашел. А скульптор ей ответил, что Айвазовский искал того же, что волнует и его самого.

Искусствовед считает, что Айвазовский пытался изобразить бесконечность – в метафизическом смысле. Приглядевшись к пейзажу, Шнуров вдруг замечает, что он вообще-то близок к беспредметной живописи, – и директор галереи с ним соглашается.

В таком вот духе Шнуров и Трегулова в течение часа проводят ревизию самых хрестоматийных произведений русского изобразительного искусства XIX века – тех самых картинок из школьных учебников по литературе и истории. Тут вам и «Явление Христа народу» Иванова, и портрет Пушкина работы Ореста Кипренского («Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит» – это о нем), «Не ждали» Репина, «Девочка с персиками» Серова, «Апофеоз войны» Верещагина. Из этого ряда суперхитов выбивается разве что пейзаж Саврасова «Проселок» (а могли бы быть и «Грачи…»).

Тут-то и выясняется, как важно умение искусствоведа указать замыленному зрительскому глазу на неочевидные моменты. А музыкант перед куратором международных выставочных проектов не теряется, произносит слово «лессировка», ссылается на Ницше. Не то чтобы мы не догадывались о его художественной образованности, но сценический образ отброшен в сторону.

На голом сюжете

А на телевидении своя большая премьера – долгожданная многосерийная экранизация романа «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной с Чулпан Хаматовой в заглавной роли.

Часть зрителей новинку приняла сдержанно, жалуется, что богатая фактура любимой книги переведена в стандартный для второй кнопки формат мылодрамы. Другие, наоборот, пишут в отзывах, что книжка Яхиной не такой уж и шедевр, и большего не заслуживает.

Истина, как водится, посередине: сериал и правда можно было снять более художественно – это касается и антуража, и света, и операторской работы, и собственно сценария (к которому писательница отношения не имела). Тем более что для кино и телевидения качество литературного первоисточника может вообще не иметь никакого значения и в мире хватает великих фильмов, снятых на основе какой-то ерунды.

Беда в том, что история забитой татарской женщины, которую сперва тиранили муж и демоническая слепая свекровь, а потом вообще раскулачили и отправили в Сибирь обживаться посреди тайги, почти не поднимается над бытовым уровнем. Хотя и голого сюжета тут хватает, чтобы удерживать внимание.

Фоторепортаж