Один день в главном Центре управления полетами

13:53, 12 апреля 2017г, Общество 2053


1
1

На космических объектах нашей страны трудится немало уроженцев Алтайского края. За годы своей журналистской деятельности встречала земляков на Байконуре,  в подмосковном Голицино-2, откуда управляют спутниками, в Красноярске-26, где космические аппараты изготавливают практически конвейерным способом, и ещё в двух закрытых городках, в которых отслеживают движение этих самых аппаратов.

И вот представилась возможность побывать в городе Королёве, в главном Центре управления полётами (ЦУП). В этом городе живут и работают сразу трое моих одноклассников – Виктор Забарин, Виктор Шульц и Людмила Диких, выпускники рубцовской школы № 6. Давно собиралась их навестить.

Мне позволили провести в институте весь день. Соблюдя необходимые формальности, под пристальным взглядом охранников миновала КПП. Внутри целый комплекс внушительных зданий, построенных в середине двадцатого века в соответствии с тогдашней архитектурой – монументально и с колоннами. Ряды личных автомобилей сотрудников института теснятся у самой отмостки зданий. Почти шестьдесят лет назад, когда затевалось их строительство, никто не предполагал, что на территории закрытого объекта потребуется столько парковочных мест.

Удалось присоединиться к небольшой экскурсии. Сначала прошлись вокруг института. На его территории что-то вроде музея под открытым небом. Стелы и панно, на которых вся история НИИ с портретами его главных творцов – ученых, генеральных конструкторов и директоров. Большинство фамилий, конечно, нам незнакомы: Юрий Мозжорин, Алексей Спиридонов, Геннадий Райкунов, Александр Мильковский и другие.

Сразу узнала только знаменитого учёного Михаила Янгеля, которого не один раз видела в телевизионных передачах о космосе,  да имя Владимира Уткина показалось знакомым. Их барельефы вместе с ещё несколькими портретами закреплены на стенах здания института рядом с главным входом в него. Отсюда хорошо видно новое здание управления системой ГЛОНАСС с круглой шапочкой на крыше, расположившееся в одном из углов периметра ограждения научно-исследовательского института.

Главный зал

Наконец длинными коридорами поднимаемся наверх. Едва успеваю читать на дверях таблички: генеральный директор, генеральный конструктор и замысловатые технические названия разных лабораторий. Над одной из лестниц – большое мозаичное панно в два этажа. На нём во весь рост изображены три знаковые фигуры, благодаря которым началось освоение космоса: Циолковский, Королёв, Гагарин.

И вот главный зал ЦНИИ машиностроения – всемирно известный Центр управления полётами. Мы вошли на его балкон, с которого одновременно видны огромный экран с длинным светящимся информационным табло, протянувшимся сверху через весь зал, и многочисленные ряды рабочих столов с мониторами, расположенные в партере. Мониторы мигали. Картина знакомая по новостным сюжетам, показывающим сеансы связи с космонавтами МКС. Во время нашего посещения в зале стояла тишина. На главном экране чётко видно, как международная космическая станция в эти минуты скользит по югу Южной Америки. Время связи при очередном витке станции над Россией ещё не наступило, поэтому в зале находилось только несколько дежурных, которые не отрывались от своих мониторов.

С чего начинался ЦУП?

– В начале 60-х годов у нас был лишь вычислительный центр союзного научно-исследовательского института № 88, который позже был преобразован в ЦНИИМАШ, – рассказывала экскурсовод. – Полетами первого и второго спутников, по существу, не управляли. На третьем спутнике установили оптическую аппаратуру, позволявшую ориентироваться по звездам, автоматическую систему измерений траектории движения и многоканальную телеметрическую систему. Полетом этого аппарата уже можно было управлять с Земли.

Как пояснил специалист, когда стали реализовываться планы запуска межпланетных станций и пилотируемых кораблей, построили ещё несколько НИПов. Самым совершенным был НИП-16 в Евпатории, который впоследствии стал Центром дальней космической связи. Этот объект с самого начала был особо секретным. Почему выбрали именно Евпаторию? Этому способствовали чистый горизонт, незначительные температурные перепады, долгая продолжительность солнечных дней в году. На берегу Каламитского залива была построена площадка с антенной, размер блюдца которой почти с футбольное поле.

– В те годы главный конструктор Сергей Павлович Королев и члены Государственной комиссии иногда в течение нескольких недель перед каждым стартом находились на Байконуре, а после старта перелетали в Крым, – продолжал просвещать нас экскурсовод. – Если космический полет был длительным, самолет из Евпатории брал курс на Москву, где в распоряжение Госкомиссии предоставлялось временное помещение в Генеральном штабе. Отсюда управление осуществлялось по телефонным линиям кремлевской связи и ВЧ-связи и даже по телеграфу. Места там всем не хватало да и связь была ненадёжной из-за устаревших телефонных линий. Из Крыма управляли полетами всех станций типа «Венера», «Марс», «Зонд» и всех советских пилотируемых кораблей. Евпаторийский центр дальней космической связи играл важную роль и после возведения головного ЦУПа в Королёве. Именно там был обустроен специальный полигон, имитирующий поверхность Луны, на котором испытывались советские луноходы, запускаемые лавочкинцами. Но после развала Советского Союза он перешел в ведение украинских властей, которых судьба этого уникального комплекса, способного слушать и слышать дальний космос, не интересовала.

Поздней осенью 2012 года я провела в Евпатории целый месяц и была потрясена изменениями, произошедшими с этим важным космическим объектом. Раньше было несколько радиотелескопов. Когда космический объект союзного значения стал вотчиной военного ведомства Украины, там всё разграбили, сдали на металлолом тарелки антенн, металлические конструкции, медные кабели, разнесли по кирпичикам постройки. Общежитие ученых к тому времени зияло выбитыми окнами, от лунного полигона вообще ничего не осталось. Больно было на это смотреть.

Из восьми телескопов в рабочем состоянии оставался один. Дальше в степи белым шаром бесполезно торчала станция слежения за полетами многоразовых космических челноков «Буран», а по мощной посадочной полосе, выстроенной специально для них, теперь разбегаются самолеты симферопольского аэропорта. И только после возвращения Крыма в Россию центр начал возрождаться.

Необходимость приблизить Центр управления полётами к Москве, оставив действовать и Крымский объект, возникла в 1973 году, когда начали готовить совместный полёт пилотируемых кораблей «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США). С этого времени и начинается история создания головного ЦУПа в Королёве. Там каждый ощущает, что Центр управления полетами – уникальная точка на планете, через которую непрерывно осуществляется прямая связь Земли с орбитальными космическими аппаратами.

Фоторепортаж
Блоги