Обязательства и «дорожные карты»

17:45, 04 марта 2015г, Образование 1971


Обязательства и «дорожные карты» Фото №1

Участники итоговой коллегии Главного управления образования и молодежной политики наметили первоочередные задачи на 2015 год. В обсуждении участвовали представители администрации края, депутаты АКЗС, специалисты АКИПКРО, руководители муниципальных органов управления образования, ректоры вузов, профсоюзные лидеры.

Среди наиболее актуальных вопросов – выполнение указов и поручений президента РФ, развитие образовательной сети региона, решение кадровых проблем, а также внедрение профстандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основной ступени и независимая оценка качества образования.

С основным докладом выступил вице-губернатор, начальник Главного управления образования и молодежной политики Юрий Денисов. По его словам, несмотря на ряд известных обстоятельств, значительно усложнивших работу, в 2014 году край все же выполнил все взятые на себя обязательства в рамках «дорожных карт» и соглашений с Минобрнауки РФ. Достигла плановых показателей средняя зарплата в отрасли, а в общем образовании она сравнялась со средней по краю. Была создана Федеральная стажировочная площадка по повышению квалификации, которая позволила значительно повысить профессиональный уровень руководителей образовательных организаций в области государственно-общественного управления (результаты ее работы высоко оценены Министерством образования и науки РФ).

Создано около 10 тысяч новых мест в детских садах. Продолжается формирование доступной среды в образовательных организациях. Всего за 2014 год из федерального бюджета дополнительно привлечено в систему образования края около 2,5 миллиарда рублей, в том числе около 900 миллионов – для решения задач по заработной плате. Наконец, мероприятия по обеспечению качества образования в сельских, особенно малокомплектных, школах, а также опыт по модернизации дошкольного образования был признан Минобрнауки лучшим в стране и рекомендован к дальнейшему распространению.

– В наступившем году начатые программы и проекты, основным содержанием которых является внедрение новых ФГОС, должны быть продолжены, – подчеркнул Юрий Денисов. – Вместе с тем принятый антикризисный план развития нашей страны на ближайшие годы обязывает нас внести коррективы и сконцентрировать ресурсы и усилия на решении ключевых задач, среди которых главной является снижение бюджетных издержек и неэффективных расходов.

По словам Юрия Денисова, в Благовещенском, Михайловском, Новичихинском, Чарышском районах, Алейске, Барнауле, Заринске и Новоалтайске эта работа уже приносит свои плоды, а результатом бездействия значительной части муниципальных систем образования является и более низкий уровень зарплат, чем в других муниципалитетах. «Понятно, что в этом году мы не можем допустить таких вольностей», – подчеркнул вице-губернатор.

Особое внимание должно быть обращено на оптимизацию образовательной сети, необходимость которой определяется внедрением новых ФГОС и модернизацией дошкольного и дополнительного образования. 

Так, необходимо начать работу по включению детских садов, которые в соответствии с нормами нового закона об образовании выполняют функции первой образовательной ступени, в школьные комплексы. Должна активизироваться работа со школами с низкими показателями качества. На контроле Главного управления – финансирование летнего отдыха и приобретение учебников. «Мы понимаем все сложности этого года, в том числе и вызванные повышением величины МРОТ. Но мы также понимаем, что должны находить решения в этих условиях, потому что дополнительных средств в ближайшее время не будет», – предупредил коллег Юрий Денисов.

В решении ключевых задач модернизации особое внимание обращено на директорский корпус, взаимодействие с родителями (которые по новому закону об образовании впервые признаны «участниками образовательных отношений»), информатизацию образования и расширение системы повышения квалификации.

Еще одна важная задача отрасли – повышение квалификации педагогов в области психолого-педагогической компетентности и реализация программ психолого-педагогического сопровождения детей на всех этапах их развития и обучения. По словам Юрия Денисова, возможность роста социальной напряженности у взрослых только повышает значимость успешного решения задачи. «Мы много сделали в плане комплектования школ педагогами-психологами, приняли реальные меры по улучшению их работы, но пока ожидаемых результатов в значительной части муниципалитетов не получили. Особое внимание обращаю наших коллег в Баевском, Троицком, Косихинском, Топчихинском, Волчихинском, Хабарском, Угловском районах. Напряженная ситуация и во всех наших городах».

Кроме того, Юрий Денисов остановился на теме обеспечения местами в детских садах, развитии инклюзивного образования, работе с детьми-сиротами, подготовке к сдаче норм ГТО (пилотные школы начнут работу в этом направлении с 1 сентября), модернизации дополнительного образования, где будет введено нормативное финансирование. А по завершении доклада наградил Почетными грамотами Главного управления представителей муниципалитетов. Например, за комплексное развитие дошкольного образования отмечен Мамонтовский район, за внедрение ФГОС начального общего образования – Курьинский, а за развитие кадрового потенциала – Бийский.

Юрий Абдуллаев, председатель краевой организации профсоюза работников образования и науки РФ, назвал 2014-й годом нового развития социального партнерства между профсоюзом и органами управления образованием. На повестке дня были защита, занятость и зарплата, и по всем этим направлениям велась совместная работа муниципалитетов и профсоюзных лидеров.

– Приведу пример: кодекс профессиональной этики учителя, по его поводу было сломано много копий в прессе и в других регионах, – сказал Юрий Геннадьевич. – У нас в крае его принятие прошло слаженно и спокойно, так же проходит и его внедрение в образовательных организациях. Потому что мы изначально вместе работали над проектом документа, согласовывали механизм его принятия, знали, чего ожидать и как нивелировать любые риски.

В 2015 году, по словам Юрия Абдуллаева, основные проблемы будут связаны с экономической ситуацией – повышением МРОТ, ростом цен и падением уровня жизни, дефицитом фондов оплаты труда и возможным снижением стимулирующей части заработной платы, которое может ударить именно по тем педагогам, которые верили в новую систему оплаты труда, работали за стимулирующие баллы и поддерживали модернизацию образования. «Все это – напряжение в наших коллективах, и усугубить ситуацию может только один фактор: непрофессионализм управленческих кадров, несвоевременность реакции. Иногда мы считаем, что все само собой рассосется, но этого не произойдет».

Председатель родительского комитета г. Барнаула Игорь Солодовников посвятил свое выступление эффективному межведомственному взаимодействию при работе с детьми. О развитии дополнительного образования рассказал председатель комитета по образованию Кытмановского района Владимир Ершов, о модернизации системы профобразования – директор Заринского политехнического техникума Татьяна Цаберябая. А председатель комитета по образованию администрации Барнаула Наталья Полосина, отметив основные достижения города, отдельно остановилась на кадровом вопросе:

– Это резерв повышения качества образования. Сегодня мы работаем над обновлением кадрового состава, и к 2018 году практически четверть работающих в учреждениях образования должна иметь минимальный стаж работы. Но сегодня молодых специалистов у нас всего 17 процентов», – отметила Наталья Владиславовна.

Для решения этой задачи администрация города взаимодействует с педагогическими колледжами и вузами, устраивает ярмарки вакансий, выплачивает подъемные молодым педагогам, пришедшим в школу.

Новости партнеров
Фоторепортаж