О театре, уважении и любви

12:00, 21 октября 2014г, Культура 1819


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Восемь дней, 12 театров, 450 участников и шесть тысяч зрителей – это I Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина в сухих цифрах. 

В числе итогов – будущие обменные гастроли, совместные проекты алтайских театров с ведущими российскими специалистами в области театрального дела. Ожидаются и новые краевые программы, призванные поближе познакомить детей и молодежь с театральным искусством.

Вполне удался

19 октября фестиваль завершился на сцене Молодежного театра Алтая торжественной церемонией вручения памятных призов и показом легендарного спектакля «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта, с которого в 1964 году началась история московского Театра на Таганке. Одну из главных ролей, водоноса Ванга, в нем полвека назад начал играть молодой Валерий Золотухин.

К закрытию фестиваля на Алтай приехала вдова актера Тамара Золотухина. Вместе с труппой Таганки 18 октября она съездила на родину Валерия Сергеевича в Быстрый Исток.

– Я рада, что этот фестиваль состоялся, и надеюсь, что он станет традицией и действительно будет проходить каждые два года, потому что это прекрасно, – сказала она.

По общему мнению организаторов и участников, первый молодежный фестиваль вполне удался. Затеян он был не только для зрителей, но и для общения и учебы театральных специалистов – директоров, режиссеров, драматургов, актеров и критиков. Достаточно вспомнить многочисленные мастер-классы, прошедшие в рамках образовательной программы. «Посмотрите, сколько здесь было известных на всю страну театральных деятелей, критиков! Это доктора искусствоведения, одни из лучших специалистов, – отметил гость форума директор Театра на Таганке Владимир Флейшер. – У фестиваля большое будущее, а учитывая имя Золотухина, он, конечно, со временем станет международным».

– Никогда я не мог подумать о том, что буду организовывать мероприятия, связанные с увековечением памяти Валерия Золотухина, – сказал губернатор Александр Карлин. – К сожалению, жизнь распорядилась именно таким образом. Нам хотелось найти сюжет, который бы соответствовал той исключительной жизнерадостности, всепобеждающему оптимизму, присущим личности и творчеству Валерия Сергеевича. Естественным образом возникла идея проведения на Алтае Всероссийского молодежного театрального фестиваля.

Губернатор заметил, что задача фестиваля состояла «не в спортивном распределении мест на пьедестале», а в создании возможностей для общения специалистов в области театрального дела, работающих с такой уникальной и сложной детской, молодежной аудиторией. «Это наши дети, наши внуки, мы хотели бы в них видеть свое продолжение, в том числе продолжение нашей национальной культуры». 

А затем Александр Карлин впервые вручил премии им. В. Золотухина. Лауреатами стали студенты АлтГАКИ Андрей Воробьев, Алена Пузырь и Светлана Сатаева (с лета работает в МТА), актриса Бийского городского драматического театра Людмила Евтушенко, актер МТА Александр Савин, актриса театра кукол «Сказка» Анастасия Шарабарина и режиссер музкомедии Константин Яковлев.

Джульетта и панки

В последние три дня фестиваля барнаульская публика увидела постановки четырех театров, включая и легендарную Таганку.

17 октября Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева представил драму «Унтиловск». В 1928 году спектакль по пьесе Леонида Леонова поставил сам Константин Станиславский, но содержание резко диссонировало с установкой «жить стало лучше, жить стало веселее», и спектакль быстро сняли с репертуара. Только в начале 21 века одна из самых сильных отечественных пьес обрела второе рождение.

Премьера спектакля Сергея Афанасьева состоялась в 2013 году и стала одним из самых обсуждаемых театральных событий Новосибирска. Постановка завоевала важные награды на фестивале-конкурсе «Парадиз» (Новосибирск, 2013 г.), стала лучшим спектаклем в драматическом театре на Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» (Самара, 2014 г.) и лучшим спектаклем малой формы на межрегиональном фестивале «Ново-Сибирский транзит-2014». Хотя на Золотухинском фестивале не присуждались призовые места, по оценкам критиков, именно этот спектакль был самым сильным в его программе.

Вне программы 17 октября прошел спектакль театра музкомедии «Человек из Ламанчи». А 18-го на сцене МТА представил свою трактовку бессмертной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» Национальный молодежный театр Республики Башкортостан им. Мустая Карима. Историю любви подростков на фоне кровавой вражды их семей режиссер Ильнур Муллабаев перенес на другую планету, украшенную полупрозрачной архитектурой в духе рисунков Мориса Эшера. На ней, судя по костюмам, живут преимущественно панки: ирокезы, цепи, заклепки и грубые ботинки в наличии. Когда на сцене появилась синьора Капулетти в прозрачном обтягивающем кружеве, ботфортах и со стеком в руке, невольно подумалось: «Не может быть!»

Постановка, рассчитанная на зрителей в возрасте от 14 лет, шла на башкирском языке с синхронным переводом в наушниках (!). Наушников поначалу не хватило всем. При этом именно среди молодых барнаульских зрителей спектакль имел довольно шумный успех: балкон театра, занятый преимущественно школьниками и студентами, аплодисментов артистам не жалел.

Любовь вопреки

Но и это не все. Задолго до фестиваля МТА начал готовить настоящий вербатим (новый вид представления) по всем правилам документального театра. Тема – «Родоки: ни мира, ни войны». Материал собирали сами молодые артисты Молодежного театра, беседуя с барнаульскими подростками об их взаимоотношениях с родителями. Под руководством драматурга Сергея Решетнёва и режиссера Виктории Олифировой к 19 октября удалось собрать эскиз будущего спектакля и представить его ведущим российским критикам, работавшим на фестивале.

Участница проекта актриса МТА Галина Чумакова призналась, что, как мама двоих детей, сама хотела бы посмотреть такой спектакль, чтобы провести некую работу над родительскими ошибками. Известный столичный драматург Ольга Михайлова тоже наблюдала за читкой «как мама»:

– Меня поразило, что все дети испытывают сильную потребность любить своих родителей, любых – и пьющих, и самых благополучных. Это происходит на сопротивлении: родители все время пытаются сделать так, чтобы их было трудно любить. Тут много психотерапевтических и художественных моментов – зритель нуждается в современном подростке. Понятно, что пока это фрагмент, сшитый на живую нитку, но работу стоит продолжать. Это будет живой и необходимый спектакль.

А режиссер из Башкортостана Ильнур Муллабаев поблагодарил «за великолепную идею, которую ему хочется украсть»:

– Сама тема отношений отцов и детей, которая будет звучать со сцены на башкирском и на русском языках… Спасибо за подсказку!

Когда происходит важное

О любви, только уже к профессии, говорили и на последнем мастер-классе фестиваля, посвященном искусству театрального плаката. Его провел один из ведущих российских мастеров, академик графического дизайна Игорь Гурович. Участники – студенты Новоалтайского художественного училища, АлтГУ, АлтГАКИ и Института архитектуры и дизайна АлтГТУ – будут делать свои варианты плаката к будущей постановке МТА «Над пропастью во ржи» по культовому роману Сэлинджера.

Собственно, теорию создания театрального плаката и должен был рассказать Гурович. Это показалось ему бессмысленным: «Время больших стилей и больших идей прошло, и любые умные слова, как надо и не надо делать, будут враньем, потому что мир быстро меняется. Дизайнер пытается этот мир услышать и понять, какие средства будут наиболее адекватны и честны в отношении театра».

По мнению Игоря Гуровича, театр – одна из немногих институций в России, не растерявшая доверия людей. Он по-прежнему говорит некую правду. Задача дизайнера театрального плаката – найти стратегию, которая поможет театру привлечь «своего» зрителя и отсечь «чужого».

– Мне хочется говорить про любовь, потому что это единственная работающая коммуникация. Самое скучное в нашей профессии – двигать буквочки и картинки, они лишь инструмент. Только когда появляются любовь и уважение к тому, о чем ты говоришь, и происходят важные вещи, – уверен дизайнер.

Фоторепортаж