О чем страшная и прекрасная сказка для взрослых «Форма воды»

13:29, 26 января 2018г, Культура 3887


1
1

На неделе выяснилось, что лидером по числу номинаций на кинопремию «Оскар» в этом году стала страшная и прекрасная сказка для взрослых «Форма воды» режиссера Гильермо дель Торо, которая как раз вышла в российский прокат. На больших экранах фильм можно увидеть до 31 января.

И киноманам (а особенно поклонникам мексиканского режиссера) этой возможностью нельзя пренебречь: смотреть «Форму воды» на любом малом экране значит попросту обокрасть себя. Ведь неспроста же специалисты уже несколько недель обсуждают секреты визуальной прелести и цельности этой картины. А на предстоящих «Оскарах» фильм номинирован не только в режиссерской и актерских категориях, но и, например, за работу оператора, художника-постановщика, композитора и дизайн костюмов. И какие бы недостатки вы ни усмотрели в новом творении дель Торо, с его красотой спорить не получится.

Фильм начинается с маленького пролога, в котором закадровый голос обещает нам рассказать «историю принцессы без голоса», в то время как мы созерцаем полностью затопленную квартиру: над диваном парит в воде спящая женщина, рядом плавают стулья, будильник и зажженный ночник. Впрочем, будильник тут же зазвонит, и волшебный сон рассеется. А мы познакомимся с Элайзой – одинокой немой уборщицей со странными шрамами на шее – обитательницей этой самой квартирки, расположенной над круглосуточным кинотеатром (в главной роли – Салли Хокинс).

На дворе 1962 год – разгар Холодной войны, героиня трудится в секретной военной лаборатории, вставая на работу поздним вечером. Еще она дружит с соседом – пожилым художником, геем, переживающим одновременно и увольнение, и личную драму. А на работе кротко выслушивает болтовню обаятельной Зельды (актриса Октавия Спенсер), с которой они вместе моют коридоры и мужские туалеты. Вот и вся ее жизнь – пока в лабораторию не привозят таинственную цистерну с водой, в которой кто-то есть, а сопровождающий ценный груз суровый мужчина с волевым подбородком и электрошокером не становится начальником службы безопасности…

Рассказывая в многочисленных интервью об источниках вдохновения, Гильермо дель Торо подчеркивал, что определяющим стало его детское потрясение от черно-белого американского хоррор-фильма 1954 года «Создание из Черной Лагуны». В нем американские ученые отправлялись в дикие места, чтобы выловить из воды человекообразного монстра-амфибию, а сам монстр в это время охотился на красотку в белом купальнике. Только вот маленький дель Торо мгновенно проникся сочувствием именно к монстру, который, очевидно, был совсем одинок и всего лишь нуждался в компании. Когда же дошло до написания сценария «Формы воды», его привлекала идея истории о красавице и чудовище, в которой чудовище так и не превращалось в прекрасного принца.

Российские критики усматривали параллели и с советским фильмом «Человек-амфибия», который по удивительному совпадению вышел как раз в начале 60-х. Но дель Торо говорил, что никогда его не видел, да и, честно говоря, найти особое сходство тут непросто. Если наш человек-амфибия был прежде всего человеком, то существо из «Формы воды» непредсказуемо балансирует между смышленым чешуйчатым животным и ужасающим божеством (в фильме говорится, что племена Амазонии поклонялись ему как богу, и события покажут, что неспроста). Ну а внимательному зрителю не составит труда обнаружить в фильме и аллюзии на «Русалочку» (немую Элайзу ребенком нашли на берегу реки), и буквально проговоренные библейские мотивы.

Прошлый фильм дель Торо «Багровый пик» пострадал от неудачной маркетинговой кампании. Эстетский готический роман о преступном незнакомце рекламировали как ужастик, хоррор о призраках. И зрители, пришедшие в кино на «страшилку», остались разочарованы. Сейчас автор во всех интервью настаивает: «Форма воды» – это сказка. Сказка для взрослых (да, рейтинг «18+» фильму присвоен не случайно). И подчеркнуто сказочная «обертка» оказывается очень к лицу излюбленной идее режиссера о том, что настоящие монстры – вовсе не те, кто странно выглядит.

«Форма воды» – абсолютный лидер по числу номинаций на «Оскаре-2018». Ближайшие преследователи – эффектная военная драма «Дюнкерк» Кристофера Нолана (8 номинаций), фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (7), «Темные времена» и «Призрачная нить» (по 6 номинаций).

Есть хорошая новость и для российского кино: в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в шорт-лист премии вошла картина Андрея Звягинцева «Нелюбовь».

Фоторепортаж