О чем писала «Алтайская правда» 9 мая 1946 года

07:00, 09 мая 2017г, Хроники «АП» 2363


1
1

Год мирного труда
«Никогда не померкнет в памяти советских людей солнечное утра 9 мая 1945 года. Тысячи рабочих невзирая на то, что было объявлено об отдыхе, пришли на завод. Они ходили по цехам, по двору и встречали друг друга так, как-будто долго не виделись. Помнится, как один старый рабочий, взглянув на главный корпус завода, мимо которого он проходил каждый день в течение более трёх лет, вдруг сказал:

– Красавец, какой красавец! Да разве может кто одолеть людей, которые умеют строить такое! Так, ведь, товарищи?

Стоявшие рядом люди вспомнили студёную осень 1942 года. Огромный пустырь на окраине города. Суровые лица людей, съезжавшихся на далёкий Алтай, чтобы здесь помочь Красной Армии приблизить час гибели проклятых фашистов. За руины Сталинграда, за Харьков и Николаев, за каждый вершок нашей священной земли люди мстили. Мстили неистово, со всей ненавистью, на которую только способен честный человек. Эта ненависть к врагу помогла людям вершить свой трудовой подвиг. И великая Победа была самой большой радостью, самой большой благодарностью за всё, что пришлось пережить в те годы.

Прошёл год. Год мирного труда. Это были месяцы всё нарастающего политического и производственною подъёма, который дал результаты, сравнимые только с военным уровнем работы. Мы перешли на восьмичасовой трудовой день. Следовало ожидать, что некоторое время выработка на одного рабочего несколько спадёт. Но этого не случилось. Наоборот, производительность труда неуклонно поднималась. Таков был ответ наших тружеников на призыв товарища Сталина.

Переход на мирный труд принёс нашему заводу немало производственных и технических успехов. Группой конструкторов в составе инженеров т.т. Арынкина, Сойфе, Адольф, главного конструктора тов. Артемьева под руководством главного инженера завода тов. Лев созданы дизели «Алтай-4» мощностью сто лошадиных сил и «Алтай-6» –150 лошадиных сил. Двигатели были подвержены самым строгим испытаниям. О результатах скажу одно: Министерство подало команду подготовиться к серийному выпуску и произвести дополнительные испытания в условиях различного применения дизеля. Стосильный мотор «А-4» установлен на автомашине. Первые результаты обкатки – отличные.

Наш дизель найдёт самое широкое применение. Например, Министерство судостроительной промышленности уже выслало катер, на котором мы в ближайшее время установим свой двигатель. Управление Западно-Сибирского пароходства направляет на завод речной трамвай для той же цели. В текущем месяце мы отправим мощный дизель на один из экскаваторных заводов. Запросили два двигателя Херсонские судоверфи. В мае будем испытывать мотор при работе на электростанции и в механической мастерской.

Из сказанного понятно, какую популярность уже приобрёл новый дизель, несмотря на то, что по сути готовы только опытные экземпляры. Это значит, что нам надо торопиться и побыстрей подготовиться к серийному выпуску. Сейчас самыми быстрыми темпами идёт разработка технологии массового производства дизелей. В связи с этим придётся произвести определённую реконструкцию завода, ввести дополнительно специальное оборудование.

Кроме указанных двух моторов нами создан новый тип дизеля Д-6, мощностью в 150 лошадиных сил. В мае текущего года мы начнём выпускать эти моторы, которые также найдут самое широкое применение в народном хозяйстве.

В ноябре прошлого года мы получили новый заказ: начать изготовление узлов и агрегатов к мощным паровозам «СО». В начале этого года, когда был создан изумительный советский локомотив «Победа», нам поручили выпускать для него узлы и отдельные агрегаты. Этот заказ по своей номенклатуре деталей, проходящих механическую обработку, составляет более половины всего количества того, что мы делали в наших цехах.

Детали к паровозам «СО» были быстро освоены, и сейчас мы полностью обеспечиваем потребность паровозостроительных заводов. Для того, чтобы понять, какую работу пришлось проделать инженерно-техническому персоналу и нашим стахановцам по освоению и выпуску деталей к локомотиву «Победа», надо указать следующее: в марте текущего года мы получили чертежи, которые были подвержены весьма существенной корректировке. В апреле завод уже выпустил 12 паровозных узлов. Во втором квартале мы надеемся полностью удовлетворить запросы нашего заказчика.

Коллективы подготовительных цехов во главе с начальниками–инженерами тт. Цепковским, Босовым, обрабатывающие цеха инженеров Жужгова, Курлянд и Коган, на славу потрудились. Этот творческий успех безусловно войдёт в историю завода, как один из замечательных подвигов конструкторов, мастеров и стахановцев. То, что ими сделано за месяцы, до войны заняло бы годы. Наши люди научились работать так, как требовала обстановка.

Мало говорят у нас о модельщиках. А ведь они закладывают начало машины. В светлую годовщину Дня Победы следует отметить поистине самоотверженный труд таких мастеров модельного дела, как т.т. Мацегоров, Волошин и Зеленский. Эти труженики сутками не выходили с завода, пока не добивались цели. Подчас очень трудно было найти границу, где кончается труд мастера-модельщика и где начинается работа инженера-конструктора. Они строгали и считали, ходили в литейный цех и помогали формовщикам, сами брали трамбовку в руки. Их славный труд – лучший подарок матери-Родине. Это благодарность от души за добытое счастливое мирное время.

Работая над созданием мощных дизель-моторов, узлов и агрегатов к таким современным паровозам, как «СО» и «Победа», коллектив машиностроителей не ослабляет внимания к выпуску запасных частей к тракторам и сельскохозяйственным машинам, к выработке предметов широкого потребления. Например, по отношению к 1944 – 45 г.г. за 1945 – 46 годы мы выпустили запасных частей больше на 427 тысяч рублей. На заводе сейчас изготовляются предметы ширпотреба десятков наименований. Только за четыре месяца текущего года мы дали около сорока тонн печного литья, 21 тысячу ложек, более двух тысяч ведер, три тысячи кастрюль и бидонов, 5 тысяч лопат и т. д. Выработку предметов первой необходимости мы будем увеличивать с каждым днём.

Год работы в мирное время показал, что напряжённая деятельность завода в предыдущий период закалила коллектив, вооружила его таким опытом, что сейчас ему по плечу любое сложное задание. Недавно решением ВЦСПС и Министерства нам оставлено на вечное хранение переходящее красное знамя ВЦСПС и Наркомата. На заводском знамени сияет высшая награда в нашей стране – орден Ленина. Помня об этой высокой оценке труда, машиностроители, вступив в первый год новой сталинской пятилетки, будут по-прежнему самоотверженно трудиться и сделают всё от них зависящее, чтобы наша любимая Родина росла и крепла на страх врагам и великую радость труженикам.

Н. ЧУДНЕНКО, и.о. директора ордена Ленина Барнаульского завода транспортного машиностроения.»

Стиль и орфография приведенных материалов сохранены.

 
Фоторепортаж