Несходство и содружество

13:00, 15 июня 2017г, Культура 1006


1
1

Выставка живописи московских художниц «В моем саду» проходит сейчас в Барнауле в Художественном музее. Сад из названия – это не только буквальная дача где-нибудь в Подмосковье, но и сад метафорический, мифологический, сад души и воплощенная красота.

В музее рассказывают, что нынешняя экспозиция – продолжение большого одноименного проекта, случившегося пару лет назад в выставочном зале Московского союза художников. Основные участницы – четыре совершенно разные по творческому почерку, образованию и темпераменту художницы, объединившиеся тем не менее в группу «4 D»: Надежда Северина, Виктория Осьмёркина, Чулпан Цветкова и Ольга Тихонова. А их выставка теперь путешествует по городам России. Например, в Барнаул из Прокопьевска доставлено 56 больших работ – натюрмортов, интерьеров и пейзажей (есть, впрочем, и портрет). В качестве гостя с несколькими работами в экспозиции участвует еще одна москвичка – Елена Павловская.

В залах и коридорах нашего Художественного музея эти работы можно увидеть до 25 июня, затем они отправятся в Бийск, дальше – в Горно-Алтайск. Авторы легки на подъем и много путешествуют. в том, что их выставку охотно приглашают к себе музеи и галереи всей страны, нет ничего удивительного: в окружении этой живописи хочется провести как можно больше времени.

Художницы, посетившие Барнаул через несколько дней после вернисажа, рассказали, что сами  любят элемент неожиданности в том, как составляется экспозиция в очередном городе. В нашем музее, не располагающем сейчас большими площадями, решение нашлось само собой: большой зал целиком отдан характерной живописи Виктории Осьмеркиной. Остальное пространство поделили между собой другие авторы, и, несмотря на все несходство творческих манер, их работы, висящие вперемешку, замечательно оттеняют друг друга.

Имя Виктории Осьмеркиной напомнит любителям искусства о ее двоюродном деде Александре Осьмеркине – выдающемся художнике начала ХХ века, сезаннисте, участнике художественной группы «Бубновый валет» и легендарном педагоге. Но на узнаваемую манеру его внучки, кажется, сильнее всего повлияло ее собственное образование. Она окончила художественное училище как витражист, и именно о классических витражах напомнят зрителю ее натюрморты и пейзажи: прихотливо закручивающиеся темные линии, жестко ограничивающие «лоскуты» сложного интенсивного цвета. Сад на ее полотнах – это ее собственная дача: калитка, беседка, деревья и всяческие «дары природы». Летний вечер, любимый котик смотрит, как хозяева едят арбуз. При этом чарующая пластика ее работ легко поднимает их над повседневностью и бытовым измерением.

Надежда Северина родилась на Алтае в селе Кордон Залесовского района. Окончила факультет прикладного искусства Московского текстильного университета им. Косыгина, и с этим фактом наши искусствоведы связывают пышную декоративность ее работ: «Мальвы в моем дворе», «Осенние мотивы», «Цветущий Крым», «Кипение сирени». Особенно характерен, по словам специалистов, импрессионистический пейзаж «Весна. Цветут тюльпаны». Куратор выставки Надежда Фомина обращает внимание на то, как художница пишет по белому холсту, ярко подсвечивающему море цветов.

Тяготеет к импрессионизму и Ольга Тихонова, родившаяся в Орле. Она лауреат международных конкурсов, педагог, президент благотворительного фонда поддержки деятелей искусств «Художник». Ольга пишет не столько букеты, сколько их аромат и собственное переживание красоты и радости. «Душистые флоксы», «Медовых флоксов аромат», «Солнечный август» и «Антоновские яблоки» – это сгустившийся воздух и свет. Есть на выставке и принадлежащий ей пейзаж со старинной русской церковью, виднеющейся над высокой стеной сорняков.

На этом фоне работы уроженки Уфы Чулпан Цветковой заметны благодаря сложной приглушенной палитре и способности художницы запечатлевать застывшее время. Ее творчество связывают не только с импрессионизмом, но и с магическим реализмом, а пейзажи (например, «Разлив в Серпухове», «Осень в Ростове» или «Лето в Коньково») отчетливо напоминают об искусстве авангарда, избегающего несущественных деталей и обобщающего главное.

Фоторепортаж