Не гламурен и суров. Но время алтайского живописца Борунова точно настанет

15:57, 18 января 2018г, Культура 1974


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

В Художественном музее открылась выставка «Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха», посвященная 90-летию со дня рождения живописца. Представленные в экспозиции работы искусствоведы называют знаковыми не только для творчества самого мастера, но и в целом для изобразительного искусства Алтая второй половины ХХ века.

Несмотря на скромные выставочные площади музея, творчество одного из самых известных и узнаваемых алтайских художников представлено с 1959 по 2000 год. Помимо известных полотен, таких как «Отец», «Механизаторы. Первый рейс» или «Портрет сибирского богатыря Нестора Козина», отмеченных сильным влиянием советского сурового стиля 60-х, там  представлена и другая, в чем-то даже противоположная сторона живописи Геннадия Федоровича: его невероятно свободные, раскованные, тяготеющие к экспрессионизму натурные пейзажи. И в них он не уставал запечатлевать окрестности Барнаула и нежно любимого Павловска.

– Мы хотели показать, как художник шел к созданию своего индивидуального стиля, узнаваемого живописного языка, – рассказала нам куратор выставки, старший научный сотрудник музея Елена Дариус. – Работы представлены по основным для творчества Геннадия Федоровича темам: алтайская земля и ее труженики, затем война, которая красной нитью проходит через все творчество художника, и пейзаж, отличающийся динамичностью и живостью исполнения.

На первый взгляд все просто: к теме тяжелого крестьянского труда относится, например, «Отец» – портрет Леонида Забожанского, работавшего в кузне колхоза, с маленькой дочерью на руках. Вот суровое загорелое и обветренное лицо мужчины, стоящего на фоне условно обозначенного пшеничного поля, а рядом с ним – светлое личико девочки в платке, тронутое легким румянцем. Но, как рассказал на вернисаже искусствовед, действительный член Академии художеств Михаил Шишин, который был большим другом Борунова и автором первого большого альбома о его творчестве, в этой работе художник одновременно эпичен и трагичен.

– Его герой – человек, изломанный событиями первой половины ХХ века, который прошел через все и вдруг ощутил ласку этого ребенка. Художник сам говорил, что долго работал с лицом Забожанского, стремясь передать некое предельное состояние: память о трагедии – и одновременно радость. И эти два качества создают некую драму, которая разворачивается на наших глазах, – отмечает искусствовед.

К теме труда примыкает и так называемый производственный портрет. В нынешней экспозиции это выразительные образы учительницы физики павловской школы и портрет пекаря Матрены Скворцовой.

А тему войны помимо картины «9 мая. Рядовые победы» или портрета генерал-майора Нестора Козина, на этой выставке раскрывает и работа 1970 года «Элеватор. Хлеб – фронту». Огромный Шелаболихинский элеватор, к которому стекаются крошечные телеги, груженные бесценным зерном, художник увидел еще в юности в 1942 году, и в его памяти он остался поистине колоссальным. К этому образу Борунов обращался неоднократно, и каждый раз это были работы, исполненные драматизма. Как, например, показанная в экспозиции вариация 2005 года «Сибирь. Хлеб войны», представляющая уже не обезличенный коллективный подвиг, а  людей, работающих на пределе сил.

Имя Геннадия Борунова носит Павловский музей ИЗО – бывшая картинная галерея, основанная художником. Сегодня его сын Александр заботится о доме, оставшемся в Павловске еще от деда – Федора Борунова. И директор Художественного музея Инна Галкина выразила уверенность, что когда-нибудь он станет местом паломничества:

– Сейчас не всем близко такое искусство, потому что период гламурный и людям нравится совсем другое. Это не плохо, просто такой этап развития общества. Но время Борунова точно настанет, и в оценке его творчества все еще впереди.

Справка
Геннадий Борунов (1928 – 2008) родился в селе Павловск Алтайского края. В 1949 году Геннадий Борунов окончил Московское театральное художественно-техническое училище, в 1953-м – Ленинградское художественное училище им. Крамского, в 1959-м – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР (мастерская народного художника Бориса Иогансона). С 1959 года жил в селе Павловск и Барнауле. Член Союза художников России с 1964 года. Заслуженный художник России (1980). Имеет правительственные награды.

Новости партнеров
Фоторепортаж