Надежда Капура рассказала, как проходят структурные преобразования социальной сферы

10:59, 28 апреля 2017г, Общество 1753


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

О том, как проходят структурные преобразования социальной сферы региона, «Алтайской правде» рассказала заместитель председателя Правительства Алтайского края Надежда Капура.

Гибкий и публичный

– Надежда Арсентьевна, вы курируете сферу, затрагивающую жизнь каждого жителя региона. Людей по понятным причинам волнуют процессы оптимизации медицины, объединения школ и детских садов. Чего в них больше – стремления сэкономить или усовершенствовать управление сетью учреждений огромного края?

– Давайте начнем с образования. Реструктуризация учреждений отрасли как таковая началась в 2008 году с переходом на федеральные образовательные стандарты. А принятая в 2015 году Концепция развития образовательной сети Алтайского края и изменения в законодательстве дали четкое представление о том, каким стандартам сегодня должно соответствовать, а следовательно, и каким должно быть преподавание в школах независимо от их статуса, удаленности и территории. Это основная причина.

Недаром президент в Послании Федеральному собранию сказал: «Самое важное, что волнует родителей, учителей и общественность, – это, конечно же, содержание образовательного процесса, то, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека».

– Но новые стандарты не решат сами по себе острую кадровую проблему. Есть в селах школы, где историю, физику, а заодно уж и физкультуру преподает один человек.

– Тема как раз из истории возникновения новой образовательной стратегии. 63,9% школ края – малокомплектные, в большинстве из них не хватает учителей. В крае работают программы поддержки молодых педагогов, призванные сделать рабочие места в селах привлекательными для выпускников педагогических вузов. Эффект есть, но он пока не удовлетворяет все потребности. Не хотят молодые люди ехать в малые села. Педагогу интереснее работать с большой группой детей в крупной школе, где он в полной мере реализует свои знания и навыки. Но и ребенок лишь в коллективе, в сравнении с другими сможет понять, какой он, что ему надо сделать, чтобы стать лучше. В классе с хорошей наполняемостью дух состязательности, необходимый для детского развития, гораздо выше, чем там, где учатся два-три ребенка. Бывает и такое в малокомплектных школах. И чтобы в условиях подушевого финансирования педагог получал достойную зарплату, классы объединяют с первого по третий, а то и по четвертый. Понятно, что в такой ситуации речь о качестве образования и социального партнерства с родителями не идет.

– Могут ли районы сами решать, кого с кем объединять? Ведь территории края весьма неоднородны.

– Сегодня у муниципалитетов достаточно полномочий в социальной сфере, включая образование. В принятии решений они исходят из многих факторов – бюджетных возможностей, кадровой обеспеченности, численности учеников,  уровня социального партнерства с родительским сообществом. Правильное направление развития системы образования района можно выбрать только коллегиально, суммировав все факторы, изучив общественное мнение. Притом что процесс этот гибкий и публичный, закон четко прописывает алгоритм принятия решения при оптимизации сети образовательных учреждений и требует обязательного ее согласования со всеми участниками процесса.

Европейская? Нет, алтайская

– Но как раз родители нередко и высказываются против, как показала практика общения с читателями «АП».

– Как правило, их позиция меняется, стоит власти района сесть с людьми за стол переговоров, объяснить им плюсы предлагаемого варианта. Именно эти мамы и папы становятся нашими сторонниками, потому что каждый из них прежде всего хочет для своего ребенка качественного образования. А там, где родители приводят аргументированные доводы против, муниципалитет идет им навстречу. Повторюсь, процесс этот гибкий.

– В одной только краевой столице объединили уже более ста школ. Какова ситуация в крае?

– О завершенном процессе пока говорить рано. Данные о том, сколько школ прошли этап преобразования, будут только к 1 сентября 2017 года. Но 344 образовательных учреждения уже активно в него включены, другие пока просчитывают оптимальные для себя варианты. К слову, очевидным плюсом обернулись для нас изменения в законе «Об образовании в РФ». Стало возможным открывать на базе СОШ группы детских садов. Такое объединение позволяет создать единый образовательный процесс, уйти от неэффективных расходов,  укрепить материальную базу, получить дополнительные места в дошкольных учреждениях, а малышам – заранее привыкнуть к своей школе. С 2008 года в регионе открыто порядка 173 таких детских садов. Считается, что это европейская модель. Но мы в ней живем уже почти десять лет.

– Есть ли экономия средств от объединения школ и детских садов?

– Она несомненна, от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей по разным муниципалитетам. В первую очередь за счет сокращения административно-хозяйственных нагрузок на маленькие детские сады и школы, в которых идет оптимизация. Экономический эффект значительный, но не главенствующий. Выстраивается четкая модель, направленная прежде всего на качество образования.

– Поговорим о дорогах. Во всех ли малых селах есть возможность безопасной доставки детей в опорные школы?

– Это безусловное требование к школьным маршрутам. Муниципалитеты тщательно подходят к их формированию, исключают даже гипотетические риски, согласовывают свои планы с программами развития дорожной сети. «Алтайавтодор» и его подразделения усилили контроль за состоянием таких дорог. Но давайте уточним: объединение – это не всегда подвоз,  филиалы продолжают функционировать в тех же населенных пунктах, в своих селах. К принятию решения о закрытии школьного звена по причине отсутствия детей, например, муниципалитеты подходят весьма взвешенно. Даже если в классе учится всего один ребенок, его возят в базовую школу.

Каждому – по потребностям

– Расскажите о трехуровневой системе организации медицинской помощи,  формирующейся в сфере здравоохранения.

– Все основные организационные мероприятия нацелены прежде всего на совершенствование первичного звена медико-санитарной помощи, в которой жители на местах нуждаются ежедневно 24 часа в сутки. Второй уровень – это помощь специализированная, когда состояние человека требует лечения у узких специалистов, например, у лора, хирурга, акушера-гинеколога и так далее. Третий уровень – это уже высокие технологии. Конечно, они весьма отличаются друг от друга стандартами и объемами оказания медицинской помощи.

– Мы всегда знали, что в случае приступа аппендицита человека прооперируют быстро в своем районе. Как сейчас все происходит?

– Мы ориентируемся на федеральные законы, стандарты и порядки. Благодаря нашему губернатору в Алтайском крае сделаны беспрецедентные шаги по развитию здравоохранения. Сколько средств бюджета вложено в районные ЦРБ по программам «75х75», «80х80», в рамках краевой адресной инвестиционной программы для совершенствования здравоохранения края! Мы сегодня выстраиваем эффективную организационную модель оказания медицинской помощи населению, направленную на улучшение качества и обеспечение роста продолжительности жизни, доступности той услуги, которая нужна жителям края, пациентам наших медучреждений. В каждом районе был и остается фонд экстренных коек на базе ЦРБ как раз на такие случаи, о которых вы говорите. Есть кадры, есть технологическая возможность оказания такой оперативной помощи на местах. Но сегодня важна профилактика, пациенты должны проходить диспансеризацию, чтобы вовремя корректировать патологии. Поэтому надо выстраивать модели работы с людьми, ориентирующие их на ответственное отношение к собственному здоровью. В первую очередь я говорю о сознательном уходе от рисков и вредных привычек, во вторую – об эффективности бюджетных вложений в систему здравоохранения. И медицину мы планируем с точки зрения организации первичной, экстренной, неотложной медицинской помощи – той, что оказывается на местах и доступна всем. Как и в образовании, кадровые подвижки к лучшему в медицине пока не позволяют полностью закрыть дефицит врачей. И модель специализированной помощи формируется по территориальному признаку. Например, в Усть-Пристанском районе нет проблем с хирургами, ЦРБ капитально отремонтирована и оснащена необходимым оборудованием и потому именно эта больница принимает сегодня пациентов хирургического профиля из близлежащих районов, в которых такого ресурса нет.

Каждый из указанных нормативно-правовых актов определяет ряд векторных направлений развития, например, родовспоможения, базовым из которых является реализация принципа этапности оказания помощи. Преобразования, происходящие сегодня в здравоохранении края, не предполагают закрытия отделений и тем более учреждений. Рассматривается возможность изменения их функциональной принадлежности к первой или второй группе учреждений.

Например, межрайонные акушерские стационары относятся к учреждениям родовспоможения второго уровня и предназначены для оказания медицинской помощи пациентам со средним риском осложнений с обеспечением круглосуточного дежурства акушера-гинеколога, анестезиолога и неонатолога, а районные ЦРБ сегодня оказывают помощь женщинам с физиологическими родами.

– Новое понятие в сфере здравоохранения – маршрутизация. Что это такое?

– Это алгоритм, критерии, по которым мы определяем, в каком лечебном учреждении конкретный больной получит оперативную и адекватную его состоянию высококвалифицированную помощь. Скажем, в первые три часа после инсульта пациенту необходимо провести тромболизис, эта мера поможет ему выйти из кризиса, реабилитироваться и вернуться к качественной жизни.

– И это смогут сделать в отдаленном Угловском или Хабарском районе?

– Повторюсь, врачи всех ЦРБ края ориентированы на трехуровневую маршрутизацию. Оценив состояние больного, они при необходимости передадут его узким специалистам или на уровень высоких технологий. Такая схема работает благодаря кластерному подходу и сети опорных лечебных учреждений Краевой клинической больницы в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде. Они работают в одной связке, как единое целое.

*   *   *

Есть мнение

«Длинное название»

Юлия Анисимова – мама двоих учащихся Ново-Чарышского филиала Усть-Калманской средней школы, девятиклассника Вадима и второклассницы Даши, представитель родительской общественности, сельская учительница. И результаты оптимизации деятельности сельских школ она может оценить сразу с трех точек зрения. По словам Юлии Ивановны, изменений с переводом в статус филиала не ощутили ни дети,  ни родители, ни педагоги. Ребятишки так же, как и их сверстники из «большой школы», участвуют во внешкольных мероприятиях – школьный автобус доставляет их куда и когда нужно. В прошлом году в филиале не было ни одного девятиклассника. Этот же считается удачным – набраны все классы, с первого по девятый, всего же учится 27 детей. Негусто, конечно, в самых многочисленных классах, четвертом и пятом, по четыре ребенка, но это уже прогресс. Единственное, на что жалуется сын Юлии Ивановны, старшеклассник Вадим, – «название филиала теперь в докладах надо писать длинное».

– Конечно, родители, узнав о предстоящей реструктуризации, тревожились, – сообщает Юлия Анисимова. – Но специально, чтобы поговорить с людьми, районная власть организовала общешкольное родительское собрание. Были решены все вопросы, в том числе и главный, который беспокоил нас, – возможность сохранения школы в селе. Решение устроило всех, потому и кривотолков не было. Из сокращенных должностей – директор (теперь это заведующая филиалом) и бухгалтер (работает централизованная бухгалтерия).

«И дорогу теперь чистят»

Школьников поселка Александровского Алейского района уже второй год возят в Приалейскую среднюю школу, и этому факту жители поселка рады. Как сообщила представитель родительской общественности Тамара Фельк, никогда прежде так хорошо не чистили дорогу, по которой проходит сейчас школьный маршрут.

– Начальную школу у нас сохранили, а 15 ребят постарше возят на уроки автобусами. Мы спокойны, потому что с ними едет сопровождающий, в бураны и морозы их отпускают пораньше. Учителя Приалейской школы ко всем детям относятся одинаково хорошо, не делят их на «своих» и «чужих», – рассказывает Тамара Валерьевна. – Как мама, я хотела, чтобы мой Илья получал достойное образование, подтянул иностранный язык. У нас в Александровском не было преподавателя. Сейчас сын учится в пятом классе, с немецким у него полный порядок.

«Это решение родителей»

В структуру Косихинской средней общеобразовательной школы, которой руководит Наталья Костенкова, входят Дом детского творчества и интернат, где живут приезжие ребятишки. Наталья Александровна сообщает, что регулярно здесь действуют два школьных маршрута: из села Пустынь в Косиху автобус ежедневно в две смены возит 26 детей и двоих из маленького Сохарево доставляет в соседнее Каркавино. Местное ДРСУ серьезно относится к состоянию дороги, по которой возят детей. Но и сами педагоги время от времени устраивают контрольные рейсы, проверяют безопасность и качество дорожного полотна.

Еще совсем недавно Пустынь оправдывала свое название – там не хватало педагогов. Какое-то время выручали учителя из Косихи, да только на проезд они тратили больше, чем зарабатывали. Жизнь все расставила по своим местам, считает Наталья Александровна:

– Родители сами пришли к выводу, что детям из Пустыни с пятого по девятый класс лучше ездить в Косиху. В Пустыни осталось начальное звено, но мамы и папы приняли новое решение: пусть уж и малыши в райцентре учатся, привыкают к стандартам современного образования. Мы приняли всех детей. Часть из них, достойно окончив школу, уже поступили на бюджетную основу в АГИИК – те, кто занимался в нашем центре детского творчества. Удалось решить проблему кадров школы в Каркавино. Сейчас там есть учитель математики, а уроки химии ведет глава сельской администрации Андрей Николаевич Казадаев, по диплому – преподаватель.

Голос

«Три уровня работают»

Эффективность формируемой трехуровневой системы здравоохранения невольно испытала на себе пациентка Славгородской ЦРБ Ирина Кайзер. Живет она в Гришковке Немецкого национального района. Когда пришла пора рожать, женщина, на тот момент уже опытная мама, поняла: что-то не так с ее малышом. Чтобы не рисковать, врачи наблюдали беременность на позднем сроке в Славгороде. А 27 февраля началось то, чего они так боялись, – отслойка плаценты. Чтобы спасти роженицу и ребенка, в Славгородскую ЦРБ из Барнаула экстренно прибыла бригада врачей перинатального центра «ДАР». Они успели вовремя. После кесарева сечения и реанимационных мер кроха Костик наконец задышал и мама услышала его первый крик.

– Работают эти три уровня, о которых сейчас пишут и говорят. Я это на себе проверила. Огромное спасибо врачам центра «ДАР». Если бы не они, не было бы сейчас ни меня, ни моего мальчика. А всех женщин, ожидающих малыша, я призываю быть внимательными к своему здоровью, слушать докторов.

Поехали!

15 участков, три отделения, 13 тысяч детей – все это детская городская поликлиника № 3, одна из самых крупных в краевой столице. В феврале этого года ее автопарк пополнился новым автомобилем.

Территория, обслуживаемая врачами, – это поселок Кирова и нагорная часть города, одноэтажный протяженный сектор, садоводства, дома, коттеджи,  разрозненные и удаленные друг от друга микрорайоны. Врач, отправляясь на вызовы, много времени тратит на дорогу. Проблемами транспортной доступности эта территория отличается от компактных многоэтажных кварталов Барнаула. Особенно сложно приходилось в пик подъема ОРВИ и гриппа, по снегу или в распутицу, ведь при всеобщем дефиците врачей педиатры еще и обслуживают по два участка.

– В пик заболеваемости наши доктора работали до позднего вечера, на износ. На старые, выработавшие свой ресурс автомобили надежды не было, врачи ездили на трамвае, ходили пешком. Новая машина неотложки высокой проходимости – это хорошо для детей прежде всего. Ведь теперь доктор добирается быстро даже на самый отдаленный участок. Есть в оптимизации смысл, нам она благо принесла, – говорит главврач поликлиники Раиса Леер.

Сконцентрировались

Таир Греков, врач-рентгенолог Рубцовского онкодиспансера, и его супруга Наталья, акушер-гинеколог, – новоселы. Вместе с другими своими коллегами в конце 2016 года они получили ключи от новеньких квартир.

– Мы раньше в Ключевском районе жили, в Рубцовск из-за работы и жилья переехали и не жалеем об этом. Нет, село мы не бросили – оно теперь к нам едет. Аппаратура, которой мы располагаем: компьютерный томограф, маммограф, рентгеновский аппарат, – позволяет обследовать и консультировать пациентов по направлениям ЦРБ практически из всех районов южной части Алтайского края. 
А если нужно, мы направим человека на дообследование в Барнаул. Система работает, и отзывы пациентов говорят именно об этом. Считаю, что целесообразно концентрировать технологический ресурс в крупном опорном учреждении, – высказывает свое мнение Таир Константинович.

Фоторепортаж
Блоги