Курьинский район обеспечит Алтайский край щебнем

11:10, 20 февраля 2018г, Общество 2912


1
1

1 марта запустят вторую линию Усть-Таловской дробильно-сортировочной фабрики. Предприятие расположено в Курьинском районе и специализируется на изготовлении фракционного щебня из осадочных пород.

По новым нормативам

Новое оборудование для второй линии приобрели за счет средств дорожного фонда Алтайского края. Оно позволит выпускать щебень в соответствии с новыми нормативами, установленными Таможенным союзом, а также увеличить объемы производства строительного материала с 200 тысяч до 300 тысяч тонн в год.

Усть-таловский щебень используется как в дорожных, так и в строительных работах южной, юго-западной и северо-западной зон Алтайского края. На более дальние расстояния везти строительные материалы экономически невыгодно. Поэтому дорожники остальных территорий привозят известковые породы из Новосибирской области либо приобретают щебни с других карьеров Алтайского края.

Как отметил Геннадий Юшков, начальник Курьинского филиала ДСУ «Южный», фабрика работает круглый год, при этом зимой объемы производства вырастают, чтобы успеть развезти по строительным площадкам и минимизировать нагрузку на дороги в весенний период.

Повышенная прочность

Вид на Усть-Таловский карьер, расположенный в 500 метрах от фабрики, открывается замечательный: гладкие плиты с характерными прожилками издалека напоминают мрамор.

– Так это мраморизованный известняк. А неподалеку от этого карьера геологи нашли мрамор, но пока его еще не добывают. Сам мрамор у нас в строительстве дорог не применяется,  а вот отходы от производства золота в советское время использовались, например, при строительстве дороги в сторону села Алтайского. Так что по золоту ездим, – смеется Константин Зорий, заместитель начальника «Алтайавтодора».

Всего в крае более десяти карьеров по добыче щебня для дорожных работ. По словам Геннадия Юшкова, Усть-Таловский щебень из осадочных известковых материалов в соединении с битумом придает асфальтобетону повышенную прочность. А это качество особенно ценится в дорожном строительстве. В гравий другого происхождения приходится для повышения прочности добавлять дополнительно специальный минеральный порошок, который, кстати говоря, не дешев.

Правда, есть и минус у курьинского гравия – он быстро истирается, поэтому его не добавляют в состав асфальтобетона, которым покрывают федеральные трассы.

В лаборатории

Чтобы дорожное полотно было без изъянов, качество щебня, полученного на местных карьерах, мониторят с начала года. Требование к материалам для строительства дорог выше, чем к используемым на стройке домов, поскольку учитывается поведение материалов при перепадах температуры, воздействие реагентов, которыми посыпают дороги. Перед тем как попасть в асфальтобетонную смесь, строительные материалы проходят 3 – 4 вида контроля.

– У качественного материала должна быть высокая морозостойкость, высокая марка дробимости, истираемости, прочности, – рассказывает начальник Центральной строительной лаборатории «Алтайавтодора» Роман Раннев.

Чтобы проверить щебень на морозостойкость, его помещают в специальную камеру и выдерживают там при температуре от -16 до -20 градусов в течение 4 часов, затем перекладывают в емкость с проточной водой и делают вывод, как он ведет себя при перепадах температуры.

Еще щебень проходит проверку на прочность под прессом в 20 тысяч тонн. А чтобы проверить быстроту истираемости, помещают в барабан, похожий на тот, что установлен в стиральной машинке. После прокручивания в нем с металлическими шариками образцы строительных материалов взвешивают и затем ставят оценку.

Один из главных показателей дороги – стойкость к колее-
образованию. По словам Романа Раннева, участок дороги в Барнауле на перекрестке Павловского тракта и улицы Поповой как раз демонстрирует избыточное колееобразование. Чтобы избежать такого эффекта, в лаборатории проводится специальное испытание. На образец плиты кладут асфальт и прогоняют по нему колесо: в течение 12 часов – 20 тысяч проходок. Колея на асфальте после такой нагрузки должна быть не более 4 миллиметров.

В конце всех испытаний начальник лаборатории пришел к выводу: – Щебню Усть-Таловской дробильно-сортировочной фабрики можно поставить твердую четверку, он у нас в середнячках. Продукция данной фабрики используется для приготовления асфальтобетонных смесей и укрепления обочин. И вообще, гравии, сделанные на Алтае, довольно качественные, – говорит начальник лаборатории, показывая нечто вроде табеля с отметками по качеству строительных материалов. – Сейчас мы переходим на еще более высокие требования по качеству согласно новым нормативам, вот и оборудование для этого закупили. Так что контроль будет еще выше.

Фото предоставлено пресс-службой Минстройтранса Алтайского края

Фоторепортаж