На разный кошелёк

07:43, 25 июля 2014г, Экономика 2757


На разный кошелёк Фото №1

Едва разворачивается в городе или селе новая стройка, как народ хитро прищуривается: «Дайте угадать, наверняка что-то очередное торговое? Интересно, какого цвета оно будет? Узнаваемым желто-зеленым? Красно-белым? Или бело-синим, под гжель?» В канун Дня работника торговли «АП» решила выяснить, бывает ли торговли много.

Свои рулят

С тем же пылом, с каким прежде общественное мнение комментировало обилие толкучек, одевавших, обувавших и кормивших нас, оно обрушилось сейчас на растущие как грибы после дождя сетевые магазины и ТРЦ. Мол, сколько можно, и так уже продавцов больше, чем покупателей. По данным, предоставленным управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, обеспеченность торговыми площадями в крае приближается к 170%, по итогам 2013 года – 737 квадратных метров на тысячу жителей при нормативе 434 квадрата. При этом этот показатель обеспеченности – из разряда «средняя температура по больнице». Если рассчитывать его в конкретной территории края, соотношение цифр может быть другим. Тем не менее трудно назвать район, где не было бы магазинов местных сетей «Аникс» или «Мария-Ра». Последней, например, нет только в Алейском, Заринском, Каменском, Суетском, Тюменцевском районах. Сам собой напрашивается вопрос о соблюдении в крае основ государственного регулирования торговой деятельности, или, если кратко, Федерального закона № 381 «О торговле». Статья 14 этого ФЗ ограничивает торговые сети, если доля их продаж превышает 25% объема всех реализованных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта России, городского округа, муниципального района.

– В частности, – поясняет заместитель руководителя УФАС, советник государственно-гражданской службы 1 класса Людмила Смирнова, – такие торговые сети не вправе приобретать или арендовать на территории соответствующего административного образования дополнительную площадь торговых объектов по любым основаниям, будь то введение в эксплуатацию таких объектов или участие в торгах по их приобретению.

Когда магазины известных сетевых брендов едва ли не на каждом шагу, визуально кажется, что планку в 25% они превысили уже давно. Но специалисты не действуют на глазок, они пользуются принятыми в России методиками расчета объема реализации товаров, определения доли торгового предприятия. Эти данные управления ФАС России по Алтайскому краю и берет за основу Людмила Ивановна, сообщая, что на розничном рынке продовольственных товаров края наибольший сегмент занимают региональные торговые сети, в частности, «Мария-Pa». Ее доля в объеме реализуемого в крае продовольствия составляет немногим более 20%, но не превышает допустимые 25. Лепта федеральных сетей куда скромнее, у крупных участников рынка «Холидея» и «Ленты» – по 4% на каждого.

Покупки и развлечения

Заместитель начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Галина Денежкина помогает корреспонденту «АП» навскидку вспомнить некоторые торговые неймы. Дискаунтеры «Холди», «Фэмили», «Светофор», «Корзинка» – франчайзинговая сеть «Аникса». К слову, по технологии франчайзинга, удобной для предпринимателей модели торговли под эгидой крупного партнера, в крае работают 100 магазинов. Среди новых федеральных и межрегиональных сетей, появившихся недавно, и тех, что появятся скоро, – «Магнит», «Волна», «Мега», «Ашан», «Едоша», «Ленд», «Бубль Гум», «Леруа Мерлен», Mediamarket и т.д. Словом, в Алтайском крае, как в Греции, есть все. Лишь бы кошелька нашего хватило. Но Галина Михайловна обращает внимание на такую региональную особенность:

– При среднекраевой обеспеченности населения торговыми точками, превышающей установленные нормативы, в 10 сельских территориях края ощущается недостаток площадей по реализации непродовольственных товаров, особенно магазинов современных форматов, несмотря на то что сеть крупноформатной розничной торговли постоянно растет. Проблема – в неравномерности распределения таких магазинов. Меж тем покупателю городскому и сельскому одинаково приятно делать покупки там, где и сервис хорош, и выбор. Это не избалованность потребителя, это его право.

Если судить по тому, как многолюдно по вечерам в барнаульских «Огнях», «Весне» и «Европе», новоалтайском PARK, бийском «Воскресенье» и рубцовской «Радуге», покупателей все еще намного больше, чем продавцов. ТРЦ приучили нас к приятным и полезным вещам. Кинотеатрам шаговой доступности, фуд-кортам с аниматорами, развлекающими малышей, пока их мамы потягивают кофеек. Центры эти, по сути, решили проблему семейного отдыха и тусовок подростков, обостряющуюся зимой. С одним молочно-банановым коктейлем друзья могут сидеть долго (проверено на соседском сыне), и никто не гонит на улицу клиентов, от которых навара – ноль. Опять же, простите за подробность, только там есть цивилизованные туалеты.

Элемент безопасности

По сути, крупный торговый комплекс – это целое производство, сотни рабочих мест для транспортников, менеджеров, специалистов складских помещений, фабрик-кухонь, других вспомогательных служб. Как живется и выживается в их тени маленьким сельским магазинчикам без лоска, сплит-систем и логистических центров? Как конкурируется с супермаркетами по уровню сервиса и «желтым ценникам»? Исследовав проблему, Галина Денежкина выяснила несколько интересных деталей:

– За последние три года сокращения магазинов шаговой доступности (торговой площадью до 100 кв. метров), несмотря на развитие конкуренции, в крае не наблюдается. Есть единичные случаи закрытия торговых объектов в основном в сельских территориях (около 1%). Причины различные, не всегда объяснимые ростом конкуренции для небольших магазинов. Среди них – увеличение страховых отчислений, введение новых условий лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, низкая рентабельность предприятий, смена вида деятельности. Вместе с тем у малых предприятий есть главное конкурентное преимущество – они быстрее и гибче могут реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и, стало быть, отвечать потребительским предпочтениям и ожиданиям. Продуктивным решением в деле сохранения на рынке малых торговых предприятий может стать их локальное объединение с местными производителями. Уникальное предложение, которое заинтересует покупателей и обеспечит на рынке собственную нишу.

О живучести торговли вне зависимости от ее уровня и размера говорит такой факт. Наводнением в июне затопило 138 магазинов края, 120 из них уже восстановились и снова работают. Так, спасая себя, предприниматели помогают и своим территориям. В тему социальной ответственности. Особенностью крупного бизнеса Галина Денежкина назвала его способность быстро реагировать на чрезвычайные ситуации в территориях присутствия. Во время наводнения развитая товаропроводящая сеть края проявила себя еще и как элемент продовольственной безопасности. За счет собственных товарных запасов и хорошей транспортной логистики сетевые компании организовали оперативную гуманитарную помощь пострадавшим людям.

P.S. Одни даже в магазин шаговой доступности ходят лишь по необходимости – за молочком-хлебушком. Другие, представители племени шопоголиков, заглянув в ТРЦ «на пять минуточек», вываливаются из времени часа на два. Так или иначе, у каждого человека есть свое отношение к торговле. А значит, ее, как и век назад, много не бывает.

Справка
В формировании гуманитарных грузов для людей, пострадавших от паводка, участвовали 300 торговых организаций и предприятий края. Суммарно они отправили в зоны подтопления 75 тонн питьевой воды и продовольствия; 5,2 – бытовой химии на сумму 5,8 миллиона рублей.

Новости партнеров
Фоторепортаж