На экраны вышла телеадаптация культового американского сериала «Доктор Хаус»

16:16, 17 ноября 2017г, Культура 1435


1
1

На этой неделе на канале «Россия 1» состоялась премьера нашей телеадаптации культового американского сериала «Доктор Хаус». Новинку под названием «Доктор Рихтер» с Алексеем Серебряковым в заглавной роли показывают по будням, выдавая по две серии за вечер.

Адаптация, которую многие фанаты оригинала ждали с нескрываемым злорадством, оказалась не так уж плоха – если рассматривать ее просто как очередной российский телевизионный продукт. По крайней мере, она лучше всего того, что обычно идет по вечерам на второй да и на любой другой кнопке. Но сравнений с «Доктором Хаусом» сериал, как и ожидалось, не выдерживает.

И дело здесь не только в том, что нашему телевидению до телевидения американского с его опытом, бюджетами, производственными мощностями, конкуренцией и стандартами качества еще нужно дорасти. Проблема в другом: хотя у «Доктора Рихтера» были консультанты-медики, следившие за тем, чтобы сценаристы и артисты не допускали грубых ошибок, наш сериал никак не назовешь реалистичным медицинским процедуралом. Просто потому, что абсолютное большинство зрителей телеканала «Россия», живущих в столице или в глубинке, никогда в жизни своей не видели таких больниц. Тут и медицинское оборудование (за томограф из нашего сериала, сверкающий синими огнями, «коллеги» из «Доктора Хауса», наверное, продали бы душу). И фантастическая возможность уделить максимум внимания сразу четырех квалифицированных врачей одному-единственному пациенту, пусть и с непонятным диагнозом.

Характерный диалог, высвечивающий невозможность такого сюжета в наших реалиях, происходит в самой первой серии, когда начальница заставляет нашего главного героя отрабатывать положенные часы в поликлинике, а он жалуется своему коллеге: «Сопливые носы – это полминуты, а потом еще полчаса – разговоры за жизнь». Вот только время приема одного пациента для героических российских терапевтов ограничено 15 минутами...

Но если не придираться к таким нюансам (а воспринимать наш сериал, например, как картины из российской медицины будущего), то «Доктор Рихтер» – это очень бережный, почти без купюр перенос американского сериала на почву нашей действительности. Гениальный, саркастичный, хромой и зависимый от обезболивающих доктор-мизантроп Андрей Александрович Рихтер заведует лечебно-диагностическим отделением в какой-то передовой больнице и, по сути, расследует «преступления». Только преступник тут – болезнь, которая запутывает следы. Он отказывается общаться с пациентами, прикрываясь идеей, что все люди врут. На подхвате у него троица талантливых молодых врачей, а еще в той же больнице работает его лучший друг-онколог (актер Виталий Хаев), способный выдерживать его несносный характер. Ну а в перерывах Рихтер комично препирается с главврачом в исполнении Анны Михалковой.

Истории пациентов немного переиначены – скажем, юный игрок в лакросс у нас, понятное дело, становится талантливым хоккеистом и продолжателем хоккейной династии, а его «монстры» из ночных кошмаров превращаются в «Буку». Добавлено множество мелких деталей, указывающих на то, что действие происходит все-таки в России. Например, перед томографией у пациентки спрашивают, не забыла ли она снять крестик, разгадка ее болезни кроется не в свиной ветчине из холодильника, а в домашнем сале.

И здесь возникает наше главное «зачем?». Зачем пытаться пересадить на чуждую почву то, что изначально было отлично придумано и воплощено? Зачем набирать самых известных наших артистов (в ролях второго плана – Михаил Пореченков, Юлия Пересильд, Мария Миронова, Ирина Пегова, Анатолий Белый и многие другие), чтобы они сыграли то, с чем в оригинальном сериале прекрасно справились малоизвестные и начинающие телевизионные актеры? И зачем, зачем на начальных титрах звучит причудливая версия «Танца Феи Драже» из Щелкунчика?

Но главная беда случилась с общей тональностью. Дело в том, что «Доктор Хаус» был и остается идеальным сериалом для запойного смотрения по несколько серий за вечер (кстати, особенно хорошо его пересматривать на больничном). Взяв на главную драматическую роль бывшего британского комика Хью Лори и разбавив пулеметные врачебные диалоги хлесткими шутками, создатели оригинала смогли уравновесить пугающее смешным и даже очень смешным.

В конечном счете, это был сериал не о приступах и биопсиях, томографиях с контрастом или волчанке. И даже не о запутанных отношениях гениального мизантропа с обывателями. «Доктор Хаус» был сериалом о победе разума и науки над хаосом и болью. Даже над смертью. Что может быть оптимистичнее? И если бы наша адаптация обладала таким же целительным эффектом, ей можно было бы простить абсолютно все.

Фото: kinopoisk.ru

Фоторепортаж