На Алтае потомки старинного рода составили генеалогическое древо из 600 фамилий

17:00, 04 августа 2016г, Общество 9973


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Генеалогическое древо из 600 фамилий составили потомки старинного рода,  одного из первопоселенцев Романовского района. Вместе с жителем Санкт-Петербурга Владимиром Перепелицей его родственники из Романово отыскали свои веточки в России и за границей – так получился международный проект.

«Фамилия – наша, образ – выдуманный»

Случайно, разбирая старую постройку, жители села Гилев Лог в куче мусора обнаружили книгу подворной переписи села. Одним из первых в феврале 1887 года в ней записан Иван Наумович Лычагов. Полустертые строчки уже едва читаются, но запись «Перепелица» вполне разборчива. По легенде, записанной работниками Романовского районного краеведческого музея у старожилов, фамилия настоящих родителей этого Семена Перепелицы – Виноградовы. Они умерли, не вынеся тягот долгого пути в Сибирь на лошадях. Мальца, оставшегося сиротой, воспитала бездетная семья Перепелиц. От него и пошли все 600 без малого представителей рода, запечатленных на генеалогическом древе.

Среди потомков Семена – жительницы райцентра, учительница русского языка и литературы местной школы Галина Перепелица и директор районного краеведческого музея Татьяна Перепелица. Огромный лист со своим генеалогическим древом им даже вдвоем держать неудобно. «Почти все наши алтайские веточки здесь собраны», – говорят женщины, любуясь бесценным подарком своего питерского родственника Владимира Ивановича.

Владимир Перепелица родился в Романовском районе, а после окончания школы в 1966 году уехал с Алтая. Вот уже 50 лет он – житель города на Неве. В Ленинграде окончил с отличием железнодорожный институт, более 45 лет отработал в метрополитене, на пенсию ушел с должности главным механиком по эскалаторам. Выходцы с Алтая создали в Санкт-Петербурге профессиональную династию. Семеро Перепелиц трудятся в питерском метро! Из самых близких людей Владимира Ивановича – сын Сергей, дочь Наталья, брат Василий, жена Татьяна (в метро они и познакомились)… – на всех 200 лет трудового стажа!

– В молодости я не думал о генеалогии. А в 1980 году, когда приезжал на Алтай, мы сидели как-то после баньки с отцом и его родней. Я стал задавать вопросы – они начали рассказывать. Чтобы не забыть, быстро накидал в тетради эти веточки. Получилось 240 человек. Уже гораздо позже, когда появилось свободное время, а главное – горячее желание найти родных, начал целенаправленно ездить по городам и весям. Дело это непростое, ведь живут они повсюду, от Германии до Тихого океана. Я был в Томске, Новосибирске, Кемерове, а нынешней зимой объехал алтайские села, где живет больше всего Перепелиц. Собрал далеко не всех, но наше древо сейчас уже около 600 человек. Обращаюсь к читателям вашей газеты, вдруг и среди них отыщутся мои родные, пусть откликнутся!

Вспоминаем знаменитого на весь Советский Союз Максима Перепелицу, неунывающего сержанта из старого, середины 50-х, фильма Анатолия Граника. Вряд ли на самом деле существовал реальный, не киношный Максим, но в том, что режиссер использовал подлинную фамилию, Владимир Иванович уверен.

Несмотря на активные исследования Владимира Перепелицы, в истории рода еще хватает белых пятен. Без данных томского архива неизвестно, например, точно, откуда пришел в Гилев Лог прадед Семен. Зато благодаря романовским родственницам Галине и Татьяне Перепелицам, разрастаются, как на настоящем живом дереве, веточки фамилии. Женщины пошли от Ульяна, а питерский Перепелица, как и его брат Иван, до сих пор живущий в Гуселетово, – от Якова-2. Есть еще Яков-1, давший жизнь Моисею из Гилева Лога. Из романовской родни Владимир не вычислил только Родиона Александровича, завхоза школы, из-за того, что мама его, выйдя замуж, сменила фамилию. Веточку Родиона Галина и Татьяна добавили в схему сами, а заодно и разъяснили путаницу с двумя родными братьями, названными одним именем Яков. На самом деле Яков-1 – это Якуша, а Яков-2 – Яшкей.

К слову, в Барнауле живут как минимум двое представителей рода: начальник межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Александр Перепелица и преподаватель английского языка в институте культуры Ольга Проминская – она тоже ведет свою родословную, в которой более ста человек.

Целитель Макар

Имена и фамилии людей, с которых пошла история села, становятся известны не сами по себе. Это результат кропотливой архивной работы и бесед со старожилами, дающими порой удивительные данные.

Вы знаете, например, откуда у райцентра звучное и не по-сельски аристократичное название – Романово? В 1898 году в честь празднования 150-летия со дня основания Алтайского горного округа и по велению императора Николая II близ заселков Чудские пруды и Абрамовская Дубрава началось строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы. Построили его к 1901 году, и жители отправили благодарность «за Высочайше пожалование средства на постройку храма в их селении и с ходатайством о наименовании селения Романовым». Документ этот сохранен Обществом любителей истории Алтая. Удивитльно, что большевики, когда пришли к власти, не поменяли царского названия села. Не сообразили?

К слову, о топонимах. Названия поселениям крестьяне давали звучные и вполне понятные. Казанцево называли Утячьим, а Гуселетово изначально – Собачьими ямками, потому что первым жильем здесь были вырытые землянки – ямки с крышей из соломы или травы. Но почему один из заселков, с которых начинался нынешний райцентр, назван Абрамовской Дубравой,  хотя и стоял средь березовых колков? Здесь никогда не было дубов. Зато они были на Украине и Поволжье, откуда в XIX веке пришли в Романово переселенцы. Видимо, название своему новому дому они подарили в память о старом.

На фото начала ХХ века – три крестьянина почтенного возраста. Петр Кравченко, Иосиф Репетун и Макар Остапенко – основатели Чудских прудов и Абрамовской Дубравы. Правнучка урожденного в 1856 году Макара Савельевича Татьяна Батюта – сотрудница музея. Ее мама Надежда Дмитриевна рассказывала, что он был человеком, умевшим все. Растил хлеб, управлялся со скотиной, слыл знатным травником, лечил людей. Прадеда Макара не стало в 1964 году, Татьяна Николаевна тогда только родилась. Но слава о сельском лекаре еще долго летела по селам. Спустя 20 лет после смерти Макара Остапенко в Романово приезжали люди, искали знаменитого деда-целителя. На местном кладбище ему, как основателю села Романово, установлен памятник.

Заниматься генеалогией, искать корни предков стоит, даже когда точно знаешь, что нет среди них носителей королевской крови. А вдруг в старинной церковной книге какой-нибудь Верх-Оголтеловки отыщется Он, прапрадед твоей бабушки, в которого ты уродился норовом и внешностью даже спустя века. Родовое достояние – это и есть точка опоры, твое место в мире, нить Ариадны, держась за которую выходишь из любых жизненных лабиринтов.

Фоторепортаж
Блоги