Молодежный театр Алтая отметит 60-летие премьерой спектакля «Кысь»

08:07, 21 ноября 2018г, Культура 2741


1
1

21 ноября Молодежный театр Алтая отметит 60-летие премьерой спектакля «Кысь» по роману Татьяны Толстой. Корреспонденты «АП» побывали на репетиции и расспросили членов постановочной группы о замысле и некоторых деталях его воплощения.

Багаж речевой культуры

Действие постапокалиптической антиутопии Татьяны Толстой разворачивается через 200 лет после ядерного взрыва, уничтожившего цивилизацию. В этом мире, где мутировали животные, растения и люди, взрослеет и делает своего рода карьеру главный герой по имени Бенедикт (в спектакле его играет Александр Савин). Последние носители старой культуры здесь немногочисленные «прежние», люди, жившие еще до взрыва, а после катастрофы переставшие стареть.

На сцене высится корявая металлическая башенка, у которой кого-то собрались казнить. Режиссер Марина Шелевер и художница Ольга Смагина уточняют, в какой момент на мультимедийном экране должно полыхнуть, когда сцену затянет дымом и где в это время быть артисту, привязанному к деревянному идолу. «Спектакль объемный, большой, и сейчас у нас что-то вроде прогона, мы соединяем все картинки», – говорит Марина Андреевна.

Некоторые актеры уже в сценических костюмах – например, Анатолий Кошкарёв, играющий Кудеяра и руководящий казнью, облачен в парчовый халат, на ногах – когтистые мохнатые лапы (следствие мутации). Костюмы, говорят в театре, настолько выразительны, что очень помогают артистам в создании образа.

– В работе над оформлением я опиралась исключительно на книжку, она вела меня за собой, – объясняет художница Ольга Смагина, постоянный соавтор Марины Шелевер. – Все происходит интуитивно, так что у нас на сцене сочетание русского и восточного колорита. Вот ковер. Кажется, что на нем какой-то восточный рисунок, а на самом деле это пятна ржавчины.

Идея поставить «Кысь» принадлежит театру.

– В 2000 годы, когда я работала со студентами в академии культуры и искусств, мы делали дипломный спектакль по этому роману, но он был в литературном ключе, – рассказывает режиссер. – Мы тогда пытались сохранить большую часть авторского текста, персонифицируя его и наделяя репликами бессловесных персонажей романа. Студенты с удовольствием делили текст между собой, потому что это такое сладчайшее богатство русской речевой культуры! Но когда мы с руководством Молодежного театра решили, что наш спектакль должен идти на большой сцене, я уже не была столь смела. А инсценировка, написанная Евгением Арзамасцевым, претерпела большие изменения.

Злободневное произведение

Марина Шелевер говорит, что и сейчас был велик соблазн сохранить как можно больше текста Татьяны Толстой и сделать постановку для взрослого зрителя. Но ее спектакль все же адресован аудитории «16+», а значит, некоторые реплики и события романа пришлось «припудрить». Не хотелось упускать саму возможность разговора со зрителем языком этого произведения.

– Когда мы искали характерность персонажей, у нас возник жанр сказа, – говорит Марина Андреевна. – Он позволяет что-то упустить, оставив на откуп тем, кто после спектакля пойдет читать роман и гомерически посмеется над этими фразами. Еще сказ диктует нам очень простые выразительные средства – от эксцентрики до площадного театра. Ну а история… У меня спрашивают, не получится ли она страшной и трагической. Но мы сейчас выставляли свет, и мне вдруг показалось, что она у нас забавная, добрая и незамысловатая. Как жизнь обычного молодого человека. Не гения.

– Кажется, сегодня многие размышляют о закате цивилизации и новом средневековье. Вам это тоже интересно? – спрашиваем режиссера.

– Не просто интересно, я не могу без содрогания думать о том, что происходит у нас и за рубежом. Мне кажется, пришло время об этом поговорить. «Кысь» – произведение злободневное. Мы делаем историю о человеческом бессознательном, которое способно разрушить, погубить цивилизацию. Я говорю об этом с артистами, но молодые люди неохотно впускают в себя эту информацию, не хотят принимать это на свой счет. Думают: «Я бы так не смог», понимаете? Но согласитесь, мало кто мог представить себе в году 1924-м, что когда-то настанет 1938-й.

Кстати
За час до начала спектакля в фойе Молодежного театра Алтая начнется театрализованная программа, во время которой зрители смогут послушать живую музыку, примерить головные уборы из спектаклей и даже попасть на репетицию. Всего будет работать 10 площадок.

Фото С. Хазиева

Фоторепортаж