Министерство юстиции России отмечает юбилей
14:17, 09 сентября 2022г, Общество 873
Российскому Министерству юстиции исполнилось 220 лет. Так уж вышло, что за два века своего существования ведомство стало обязательным элементом государственной системы, несмотря на все произошедшие за это время в стране политические изменения. И сегодня порядок в правовом пространстве – в его ведении.
В нашем регионе действует Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю – структурное подразделение названного министерства. Накануне юбилея журналисты «АП» побывали в гостях у сотрудников этой службы.
Широкий спектр деятельности
Начальник Управления Минюста РФ по краю Лариса Жданова (на фото) рассказывает:
– На территории края наши задачи определены приказом Минюста России, основные из них: обеспечение единства правового пространства в стране, осуществление государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций, контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение правоприменительных функций в сфере правовой помощи. Минюстом предоставлено управлению более 100 полномочий, которые позволяют в полной мере решать поставленные задачи.
Конечно, выполнить все это в одиночку управлению было бы просто невозможно, поэтому налажено конструктивное сотрудничество с органами государственной власти края, правоохранительными и другими структурами, что способствует эффективному осуществлению деятельности. Но все же сотрудники краевого управления Минюста России год от года выполняют огромную работу по каждому из направлений. В чем же конкретно она заключается?
Требований много
Важнейшая задача и для Минюста России, и для его территориальных органов – обеспечение единства правового пространства. Еще в 2000 году был обозначен курс на приведение нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. С тех пор копии всех вновь принятых на региональном уровне нормативных актов направляются в территориальные управления Минюста России на правовую экспертизу и включение их в федеральный регистр.
В базе данных нормативных правовых актов Алтайского края на сегодня свыше 31 тысячи документов, в том числе более 14 тысяч – действующих. И количество их растет. Те, в которых выявляются противоречия федеральному законодательству, оперативно приводятся в соответствие с ним.
Еще одно значимое направление в названной сфере – государственная регистрация уставов муниципальных образований. Приоритетной является работа по оказанию правовой и методической помощи органам местного самоуправления в муниципальных образованиях края, которых на сегодня насчитывается 708. По этому показателю Алтайский край занимает первое место в Сибирском федеральном округе и четвертое – по России.
Смысл государственной регистрации в том, чтобы проверить, соответствует ли устав муниципального образования Конституции России, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними законам субъекта РФ, соблюдена ли процедура его принятия. Ежегодно управлением регистрируется около 700 уставов. В этом году зарегистрировано уже 548.
Также органы юстиции при проведении правовой экспертизы нормативных актов, их проектов и уставов муниципальных образований обязаны проводить антикоррупционную экспертизу. Суть ее в выявлении коррупционных факторов – дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. На сегодня отмечены положительные результаты. В последние годы удельный вес принятых в крае нормативных актов, содержащих коррупционные факторы, незначителен, составляет не более 0,1 процента.
Кроме того, ведется работа и по другим направлениям.
– Мы контролируем профессиональную деятельность нотариусов в части соблюдения правил нотариального делопроизводства, – рассказывает Лариса Жданова. – А что касается адвокатов, то проверяем поступающие обращения по поводу каких-либо нарушений с их стороны от граждан и юридических лиц. Имеем полномочия вносить представления в адвокатскую палату о возбуждении дисциплинарного производства или прекращении статуса адвоката. Иногда, к сожалению, доходит и до такого.
А уж, что касается некоммерческих организаций, то это еще одна живая и требующая постоянного внимания сфера деятельности. Ежегодно появляется около 200 новых организаций, но и исчезает примерно столько же. Количество зарегистрированных НКО на сегодня около 2,5 тысячи.
Важна обоснованная позиция
По словам Ларисы Ждановой, удается сделать все вовремя и качественно, избегать очередей в коридорах, так как в штате управления работают опытнейшие специалисты.
– Радует то, что у нас стабильный кадровый состав, – говорит Лариса Геннадьевна. – Более половины сотрудников – 16 человек – работают в управлении от 15 до 20 лет. А четверо – свыше 25 лет. Стаж от 10 до 15 лет у пятерых специалистов. И молодежь, кто трудится здесь менее 5 лет, тоже есть. У нас развита система наставничества. Принимая на работу молодого человека, закрепляем за ним наставника, который помогает получить профессиональные навыки, освоиться в коллективе.
Штатная численность в управлении – 39 человек, сотрудники имеют высшее образование, в основном юридическое. Это люди, освоившие, как правило, все тонкости своей профессии, умеющие аргументированно отстоять свою позицию в ходе проверок, доходчиво и быстро объяснить представителям подконтрольной организации, в чем конкретно их просчет, что требуется исправить.
Благодаря этому и результаты проверок в последнее время практически не оспариваются.
Алла Мироевская – главный специалист, эксперт отдела по делам некоммерческих организаций. Она более 30 лет проработала в управлении. Занимается регистрацией НКО. Что касается необходимости зарегистрироваться, внести изменения в учредительные документы – по всем таким вопросам представители НКО обращаются к ней. Деятельность НКО регулируют более 200 законов. А опыт Аллы Александровны позволяет ей учесть все тонкости любой ситуации по НКО, когда требуется принять то или иное решение.
Больше 22 лет работает в органах юстиции Елена Шункевич, пришла специалистом, а теперь начальник отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований. Правовая экспертиза всех нормативных правовых актов края, регистрация уставов – все то, чем занимается этот отдел. Она профессионал, специалист своего дела. Организует работу подчиненных надлежащим образом. Часто за помощью в отдел обращаются главы муниципальных образований, когда возникает необходимость регистрации уставов. И здесь их всегда проконсультируют, предложат как типовые, так и индивидуальные проекты уставов.
– У нас минимальное количество отказов в регистрации, потому что мы стараемся на этапе подготовки документов устранить недостатки, – объясняет Лариса Жданова. – Бывают редко, один-два в год. Как правило, это касается нарушений порядка принятия устава или наличия положений, противоречащих закону. Причинами, по которым допускаются нарушения, становится чаще всего незнание действующего законодательства. Но в дальнейшем представители муниципалитетов после устранения выявленных нарушений имеют возможность вновь представить документы на регистрацию. Делаем это достаточно быстро. На сегодня у нас развиваются электронные сервисы, в том числе и устав можно представить таким образом. И муниципальные образования этим правом пользуются. Более 100 уставов муниципальных образований, поступивших в этом году в электронном виде, были зарегистрированы управлением.
Татьяна Решетникова почти 23 года работает в управлении. Пришла специалистом, теперь один из опытнейших начальников отдела, где и регистрация НКО, и контроль за их деятельностью.
Елена Митрохина более 23 лет в управлении, один из опытнейших работников. Сейчас является специалистом отдела по вопросам регионального законодательства.
Эти сотрудники и обучают вновь принятую в штат молодежь. Под их руководством молодые специалисты вникают в профессию, в суть работы, которой занимается ведомство.
Сама Лариса Жданова также работает в управлении свыше 14 лет. Пришла туда, получив значительный опыт: окончив юрфак АГУ в 1989 году, проходила службу в органах прокуратуры. В 1998-м работала в управлении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В 2003 году Лариса Жданова была назначена на должность заместителя начальника краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В 2008 году после очередного реформирования поступила на службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю. Затем, после ухода на заслуженный отдых руководителя Управления Минюста Алексея Владимировича Кулика, Лариса Жданова была назначена на эту должность.
– Я хорошо знала коллектив, – рассказывает Лариса Геннадьевна, – сильные и слабые стороны каждого сотрудника, так как была заместителем руководителя несколько лет. И сейчас ценю каждого из подчиненных, считаю, что здесь собрались уникальные специалисты.
К юбилейному дню подготовлены награды для каждого работника, все в коллективе получат поощрения. А торжество состоится сегодня, 9 сентября.